Каждый зритель спектаклей рано или поздно задумывается о том, что скрывается за пределами сцены и фойе. А ведь там располагается целый мир. Воронежский театр оперы и балета раскрывает тайны своего закулисья на экскурсии «Вселенная театра», в рамках которой участники знакомятся с устройством зрительного зала и сценического пространства, работой мастерских. О том, из чего выстраивается чарующая театральная магия, рассказала руководитель литературно-драматургической части Воронежского театра оперы и балета Анна Конивец.
Две точки отсчета
Наше путешествие в мир закулисья начинается с исторического ликбеза. Воронежский театр оперы и балета открыл свои двери для зрителей 25 февраля 1961 года – именно тогда в стенах здания на площади Ленина прозвучала опера «Евгений Онегин» Петра Чайковского.
Однако на самом деле история учреждения началась значительно раньше. В 1931 году в Воронеже образовался Театр музыкальной комедии. Важную роль в этом сыграл актер и режиссер Лазарь Лазарев (урожденный Немковский), который со своей труппой исполнял оперетты и музыкальные комедии. Вместе с передвижным ансамблем он странствовал по городам и в один момент оказался в столице Черноземья. Жителям города настолько понравилось творчество кочующих артистов, что было решено открыть здесь целый театр. И 1 сентября 1931 года учреждение под руководством Лазаря Лазарева представило свою первую премьеру – музыкальную комедию «Роз-Мари».
Сначала коллектив кочевал по различным площадкам – своего здания у труппы не было. В теплое время года артисты выступали на улице, в холода – в кинотеатрах и дворцах культуры. Лишь в 1939 году у них появилась надежда на свой уголок в самом центре города. Здание было почти достроено, когда в планы вмешалась война. Коллектив эвакуировали, а постройку – разрушили в боях.
После освобождения Воронежа в 1943 театр разместился в одном из первых восстановленных зданий в городе – кинотеатре «Комсомолец» (сегодня – Воронежская филармония).
– В 1956 году труппа приехала в Москву на общий смотр Советского Союза. Председатель Союза композиторов Тихон Хренников, увидев выступление воронежского коллектива, высказался о необходимости создания полноценного музыкального театра в городе. Это значило появление балетной труппы, расширение репертуара и, главное, постройку здания. Из руин восстановили здание на площади Ленина. В 1961 году обновленный коллектив открыл двери здания для первых зрителей, – рассказывает Анна Конивец.
Воронежский театр оперы и балета стал прямым наследником Театра музыкальной комедии. Поэтому здесь празднуют сразу два дня рождения. Это отразилось и на афишах, где можно увидеть счет двух сезонов.
Согласно купленным билетам
Пожалуй, одно из главных достояний Воронежского театра оперы и балета –зрительный зал. Помещение рассчитано на 1073 места, что делает его самым большим театром в столице Черноземья.
При постройке театра большое внимание уделяли обеспечению акустике. Причинами этому послужила не только музыкальная направленность, но и то, что здесь планировалось выступление самого Никиты Хрущева. Для обеспечения хорошей слышимости помещение выстроили в полукруглой форме, а на балконах разместили украшения-«розетки». Кроме того, в зале установили уникальные кресла, изготовленные на Ленинградской фабрике, которая делала мебель для иностранных посольств. Каркас из белого ореха и набивка из конского волоса отталкивают звук, тем самым создавая эффект резонанса.
– Настоящим украшением зала является наша люстра. Их у нас несколько. Центральная называется большой, ее вес – 900 кг. Вокруг нее восемь маленьких люстр, которые мы называем спутниками. Каждая из них весит 200 кг. Так что над вашими головами находятся 2,5 тыс. кг бронзы и хрусталя. Перед началом каждого театрального сезона их вручную спускают на специальных лебедках на уровень ряда, моют и меняют лампочки, – продолжает рассказ наш экскурсовод.
Между сценой и зрительским залом – оркестровая яма, где располагаются музыканты. Их рассадка зависит от громкости инструмента: впереди – струнные смычковые и деревянные духовые, сзади – ударные. Управляет оркестром дирижер.
– Посетители всегда спрашивают у меня, для чего оркестру дирижер, если музыканты могут играть самостоятельно, – делится экскурсовод. – Но надо понимать, что у каждого дирижера есть собственный взгляд на музыку. Он должен не допустить расхождение музыки с действиями и пением артистов. Также дирижер плотно работает с балетмейстером, решает, в каком темпе будут исполняться связки. Поэтому оркестр и театр – единый организм, разные части которого должны дышать в одном ритме.
Внимание, идет репетиция!
Репетиции спектаклей, как правило, проходят в специальных залах. Их в театре два – один предназначен для артистов оперы и хора, второй – для балета. Мы заходим в просторное помещение с зеркалами, где проходят тренировки у танцоров.
Их репетиции начинаются с 10 часов утра с урока классической хореографии. Он нужен для разогрева и позволяет артистам поддерживать себя в хорошей физической форме. Иногда тренировки проводят и вечером, если не запланированы показы постановок.
Особое внимание в репетиционном зале уделяется напольному покрытию, что особенно важно для балетных артистов. Он состоит из нескольких слоев, которые создают амортизацию, снижают нагрузку на позвоночник и суставы, а также выравнивают поверхность. Сверху кладется линолеум, улучшающий сцепление ног с полом.
Как правило, репетиции проходят под живую музыку. Этому есть несколько причин. Но главная связана с тем, чтобы сразу выстроить правильную композицию с тем темпом, который задумал дирижер.
Мы шьем…
Перемещаемся в ту часть театра, где концентрация творческой атмосферы превышает все нормы, – мастерские. Их также называют цехами. И первым на очереди у нас пошивочная мастерская, труженики которой по эскизам художника создают костюмы.
Комната, в которой находится пошивочный цех, как и весь театр, разделена на две части – мужскую и женскую. Сделано это в основном для удобства, как работников, так и артистов – чтобы те не путались при репетициях и показах постановок.
Главные требования, которые предъявляют к театральным костюмам, – это красота, удобство и прочность. Каждый наряд обязательно примеряется артистом на разных этапах. При этом его просят сделать простые движения, чтобы подстроить костюм.
Для каждого артиста шьется свой, отдельный комплект костюма. Всего на один спектакль может создаваться до 100 нарядов. Каждый из них в среднем отшивается в течение двух месяцев.
Все наряды хранятся в отдельных помещениях, называемых костюмерными. Всего в Воронежском театре оперы и балета их шесть. Они разделены не только по полу, но и деятельности артиста – балет, хор, опера. Сегодня здесь хранится свыше 10 тыс. нарядов и головных уборов, рассортированных по спектаклям и фамилиям исполнителей. Любопытно, что сами артисты не заходят в костюмерную – в ней работают исключительно профессионалы. Они не только подготавливают наряд к выступлению, но и развешивают их по грим-комнатам танцоров и певцов.
Костюмы спектаклей, которые вышли из театрального репертуара, не уничтожаются, а перемещаются в архивную костюмерную. В ней хранятся все наряды, которые использовались в учреждении с 1961 года.
… стрижем
Еще один важный элемент сценического оформления спектакля – это грим и парики. Их создают работники гримерно-постижерного цеха. Анна Конивец отметила, что эту мастерскую участники экскурсии, как правило, не посещают. Специалисты гримерно-постижерного цеха редко работают в одном месте, обычно бегая между гримерками.
– Нанести на лицо тон и выделить глаза, думаю, каждый артист может себе и сам. Задача гримера же состоит в том, чтобы полностью преобразить человека. Например, в балете «Спящая красавица» есть такой персонаж, как фея Карабос. Эту партию традиционно исполняет мужчина, которого преображают в уродливую старуху. На один грим, в зависимости от сложности, у мастера уходит от 10 минут до 2 часов, – отметила Анна Конивец.
Также гримеры создают постижерные изделия. К ним относятся парики, усы, бороды – в общем, все, что делается из волос. В работе используются как натуральный, так и синтетический материал. Они отличаются в поведении.
Если парик из натурального, буйволиного волоса можно легко перечесать в другую прическу, то с синтетическим такую манипуляцию проделать будет трудно. Иногда артисты предлагают сделать им какой-то элемент парика из собственных волос. В пример Анна Конивец привела танцовщицу балета, которая предложила из своих длинных волос сделать шиньон (накладку на парик, имитирующую, например, пучок).
…и рисуем
Завершается путешествие по закулисным просторам в декораторской мастерской. В масштабном помещении можно воплотить любые фантазии, ведь для этого здесь предусмотрены разные подручные средства – от обилия красок до кистей всевозможных размеров.
Пол в декораторском цеху размечен на клетки – с ним огромный рисунок легче перенести на полотно. Его разрисовывают специальным карандашом – палкой с вставленным в нее углем. «Задники» – декорации, которые находятся позади сцены, – обычно заполняют акриловой краской. На изготовление оформления каждого спектакля уходит порядка тонны акрила.
Все рисунки исполняются на технической ткани. Конечно, найти материал такого большого размера невозможно. Поэтому работники сшивают на машинке несколько кусков технической ткани, которые и образуют полотно.
– Как правило, «задники» состоят из нескольких слоев различных материалов. Это нужно для максимального погружения зрителя в пространство, чтобы у него возникало подлинное ощущение, будто он видит лес и море, хотя на самом деле перед ним лишь расписные колонны, – поясняет экскурсовод.
Готовые декорации по отдельности привязывают к пронумерованным штанкетам, которые с помощью канатов поднимаются к потолку сцены и при надобности опускаются к действию. Управляет этим процессом помощник режиссера. Он с помощью пульта передает номер штанкета, который нужно передвинуть.
– В финале каждой своей экскурсии я всегда говорю посетителям, что театр – это действительно целая вселенная, здесь очень важен вклад каждого человека. У нас работает более 500 человек, из которых 289 – это артисты, оставшиеся 211 – те, кто заняты в творческих, технических и административных подразделениях. Это – маленькая вселенная, где без каждого работника была бы невозможна жизнь нашего театра, – завершает наше путешествие по театральному миру Анна Конивец.












