обзор

В драмтеатре показали эскиз о герое СВО

Отрывок по пьесе «Сказочник» представили в рамках творческой лаборатории СИТО 9
Фото Виталия Грасса / Екатерина Тарабрина

Эскиз по пьесе Елены Коллеговой «Сказочник» показали на малой сцене в Воронежском драматическом театре в рамках творческой лаборатории СИТО 9. Это трогательная история об актере луганского театра, который пришел с СВО и пытается строить привычную жизнь. Но мир гражданский оказывается жестоким и глухим к терзаниям молодого человека, здесь царит цинизм и жажда наживы. Прекрасно, в эту атмосферу вписывается, казалось бы, детское произведение Корнея Чуковского «Муха-цокотуха»: «Но жуки-червяки испугалися, по углам, по щелям разбежалися». Эскиз никого не оставил равнодушным, подробнее об этом в нашем материале.

Фото Виталия Грасса / Фото Виталия Грасса

Не детская сказка

«СИТО» проходит в Воронеже в девятый раз. Режиссеры выбирают несколько пьес и ставят по ним эскизы вместе с актерами. В этом году лаборатория начала свою работу с пьесы «Сказочник». Представленный зрителям отрывок – это режиссерская версия художественного руководителя Воронежского драматического театра Владимира Петрова. Эскиз воронежцам представили три раза за вечер пятницы, самый поздний показ состоялся в 22.00, на него и пригласили журналистов. На предыдущих показах не было мест, что говорит об интересе зрителей к самой лаборатории и к теме, поднимаемой в пьесе «Сказочник». На позднем показе тоже было довольно много людей. 

Фото Виталия Грасса / Фото Виталия Грасса

В центре сюжета судьба луганского актера Ивана Семенова, ушедшего на СВО добровольцем и демобилизованного из-за ранения. Он участвует в кинопробах для фильма о Великой Отечественной войне по мотивам произведения Константина Симонова «Живые и мертвые». Наивный, честный, благородный молодой человек не понимает, что в киноиндустрии правят деньги, связи и лицемерие. Режиссер Николай Удальцов, пробующий его на роль, без стеснения проводит с ним интервью, больше похожее на допрос или опыты над диковинной зверюшкой. Он влезает в самые тяжелые укромные уголки души Ивана, разрывая болезненные раны, вытаскивая из него то, что он уже хотел бы забыть. Режиссер поражается глупости актера, отправившегося на фронт добровольцем, сам же он своего сынка вывез за границу.

В итоге никому неизвестного луганского актера не берут в картину. Продюсер утверждает распиаренного артиста. Однако неожиданная развязка ждет Николая Удальцова: сын ослушался его и самовольно ушел на СВО, где был контужен, потерял ногу и был спасен неким бойцом с позывным «Сказочник», который читал ему для поддержания духа сказку «Муха-цокотуха». Этим детским произведением совсем по-взрослому заканчивался эскиз. Сказка Корнея Чуковского – метафора. Паук – образ сил зла; муха – все те, кто нуждается в защите; комарик – русский солдат, борющийся за правду с несправедливостью, в пьесе – Иван Семенов; жуки, червячки, букашки и другая разбежавшаяся нечисть это те, кто считает, что его хата с краю, в пьесе – режиссер, продюсер.

Фото Виталия Грасса / Фото Виталия Грасса

В постановке прекрасно подобрана музыка, интересная динамика, вдумчиво расставлен свет, а также приятно смотреть на игру актеров. Особенно отлично звучит сказка из уст ведущего артиста театра Дамира Миркамилова.

«Чтобы говорить об СВО со сцены, должно пройти время»

После показа состоялся разговор актеров и режиссера драмтеатра со зрителями. Владимир Петров рассказал, что, работая над эскизом поменял концовку, в пьесе Елены Коллеговой Иван все-таки получает роль, но худруку это кажется фальшивым.

– Чтобы говорить об СВО со сцены должно пройти время. Дистанция даст возможность на эту проблему, на этот слом в жизни нашей страны посмотреть отстранено. Все лучшие пьесы и фильмы про Великую Отечественную войну были написаны через десятилетия после ее окончания. Сейчас создано много произведений про специальную военную операцию. Большинство звучит фальшиво, банально и несердечно. Кто-то даже хочет на этом заработать. Я понимаю, что об СВО нужно говорить, потому что, если мы не выстоим, никакой театр дальше не нужен. Поэтому работаем с теми материалами, что есть сегодня. Эскиз мы попытались сделать честно, без пафоса, поэтому я внес большие редакторские правки и у меня другой финал, – объяснил Владимир Петров. 

Фото Виталия Грасса / Фото Виталия Грасса

Акцент на отрывок из произведения «Муха-цокотуха» – это тоже идея режиссера. В самой пьесе несколько раз упоминается эта сказка, Владимир Петров решила провести параллель более ярко.

– Все авторские намеки, что есть в пьесе на «Муху цокотуху» я внес в эскиз, потому что мне кажется, что эта сказка очень точно подходит: «Не желают воевать! Пропадай-погибай именинница», – поделился режиссер.

Несмотря на то, что эскиз многим понравился, зрители благодарили артистов и Владимира Петрова, спектакль «Сказочник» не войдет в репертуар театра.

– У меня такое ощущение, что публика не хочет смотреть про войну. Зрителю нужны комедии, спектакли с любовными интрижками. Постановки подобные «Сказочнику» не будет популярными. При этом все, что мы создаем, делаем честно. Это нормально, что люди хотят радоваться жизни, выпить в театральном буфете шампанское и получить удовольствие от спектакля. Когда я пришел в театр, поставил несколько спектаклей с печальным концом, мне сказали интеллигентные, образованные люди, что нужно что-то полегче. Люди отдыхают в театре. И я их понимаю и таких много. И если вы сегодня здесь, то вы в меньшинстве. Вам интересно, что мы делаем внепланово. Спасибо, потому что ради таких как вы: тех, кто приходит в полночь посмотреть спектакль не про любовь и не про измены, имеет смысл дальше жить, работать и пробовать что-то новое, – подчеркнул Владимир Петров.

В конце обсуждения, художественный руководитель напомнил, что истинное призвание театра учить добру, милосердию, говорить серьезно о жизни – и уже все это приносит благо и пользу стране.

куда сходить в воронеже

также рекомендуем

«Культурный регион»
во «вконтакте»

@culturalregion36

Вступить в группу

«Культурный регион»
в «Telegram»

@cultreg36

Вступить в группу