Второй день фестиваля «Воронежская камерата» завершился ретропоказом кино Бастера Китона «Шерлок-младший» под живую музыку. Зрители погрузились в атмосферу 1910-1920 годов, когда черно-белые немые фильмы были на пике своей популярности. Сегодня кино этой эпохи практический не смотрят, и оно пропало с больших экранов. Вдохнуть жизнь в забытое искусство решились основатель воронежского киноклуба «Три скамейки» Илья Клюев и джазовый виртуоз, лауреат международных музыкальных конкурсов, пианист Александр Маслов.
Актуально и сегодня
Немой кинематограф зародился вместе с изобретением Томасом Эдисоном первого кинетоскопа – аппарата, который позволял смотреть движущиеся картинки, расположенные на пленке. В дальнейшем прибор совершенствовался. Знаковое событие произошло в 1895 году, когда братья Люмьер представили публике синематограф – улучшенную версию кинетоскопа. Именно они открыли фильмам путь на большой экран.
Луи и Огюст Люмьеры не только создали первый серьезный аппарат для демонстрации фильмов, но и снимали собственные короткометражные киноленты. Полнометражные картины в те годы не делали из-за ограничения на длину пленки у приборов. Со временем новое искусство стало все сильнее интересовать массового зрителя, а процесс создания кино – привлекать большее количество творцов.
Именно благодаря немым фильмам засияли первые крупные звезды кинематографа. Чарли Чаплин, Бастер Китон, Лон Чейни навсегда вписали себя в летопись этого искусства. Было знакомо немое кино и в России. Еще до революции 1917 года свое место на беззвучном пьедестале заняла актриса Вера Холодная, которую называли «королевой экрана».
Но вечно царить на большом экране немым фильмам было не суждено – в 1927 году появляется первая звуковая система, позволяющая записывать музыку и голос на пластинку. Постепенно она стала распространяться в кинематографе. И к 1935-1936 годам немое искусство признали устаревшим.
Несмотря на это, немое кино совершенно не теряет своей актуальности, считает Илья Клюев. Чтобы доказать собственную позицию, он проводит неожиданную аналогию между беззвучным кино и элементом современных медиа – короткими видео:
– Сегодня мы все, почти без исключения, смотрим короткие видео в интернете. Мы листаем нарезки смешных кадров, что, по сути, и есть формат короткометражных фильмов, которые появились на заре эпохи немого кино. Люди смотрят бесконечный поток видео и даже не сразу понимают, что воспринимают медиа бездумно. Так и наши предки в далеких 1920-ых годах смотрели киноленты одну за другой в течение одного вечера.
Смотреть минимум три раза
Хотя немое кино по своей сути и было беззвучным, это утверждение не совсем верно. Почти каждый показ фильма сопровождался тапером – человеком, который играл музыку прямо во время сеанса.
Искусство тапера, по словам Ильи Клюева, представляло собой целую индустрию. Это была не слепая импровизация, а тщательная подготовка. Чтобы качественно озвучить фильм, тапер должен знать кино, которое озвучивает. Золотым правилом считалось посмотреть ленту как минимум три раза. Тапер запоминал все переходы, длительность сцен и их настроение. При подготовке к озвучиванию фильма он делал подсказки, где и как нужно играть музыку.
– Есть такое убеждение, что эпоха немого кино в истории самая чистая. В ней не было ничего лишнего – только образы, кадры, смонтированные простым способом, и тишина. И создается ощущение, будто зал находится в общем сне, дурмане. Такая магия может работать при просмотре коротких и средних метров. Однако большие произведения невозможно смотреть в абсолютной тишине. Они нуждаются в звуке. Ведь кино – это чередование кадров со своим ритмом. И подчеркнуть последний факт позволяет музыка. Она обогащает нашу палитру эмоций, которые мы испытываем при просмотре такого фильма, – считает Илья Клюев.
Тапер не только преображает просмотр фильма, но и вносит в него собственный, неповторимый почерк. Благодаря этому каждый киносеанс становится по-настоящему уникальным.
«Кино Бастера Китона – это про радость»
В рамках второго фестивального дня «Воронежской камераты» зрители смотрели комедию легенды немого кино Бастера Китона «Шерлок-младший», созданную в 1924 году. Простой фильм рассказывает историю киномеханика, очарованного книгами о Шерлоке Холмсе. Он хочет стать сыщиком, однако не обладает нужными для этого навыками и умениями. Однажды героя Бастера Китона оболгал соперник, обвинивший его в краже ожерелья любимой девушки. На работе раздосадованный парень засыпает. Перед ним предстает сон, где он успешно расследует кражу украшения.
Переоценить значение фигуры Бастера Китона не только в немом, но и звуковом кинематографе невозможно. Он создал многие экранные приемы, которые можно встретить и в современных фильмах. Например, придание обычному действию комичности.
– Бастер Китон проверял киноязык на прочность. Он изучал, в чем состоит его природа. Кроме того, Бастер Китон сделал комедию более ощутимой, физической. Раннее немое кино было довольно статичное. Многие приемы в нем брались из театра. Китон первый, кто стал двигаться в кадре, исполнять трюки. Иногда он даже получал тяжелые травмы. Китон придумывал невероятные для того времени спецэффекты, – продолжает Илья Клюев, – Кино Бастера Китона – это всегда про радость. Он очень горел своим искусством, любил изобретать что-то новое, удивлять и не желал подходить к материалу стандартно.
Роль тапера на ретропоказе исполнил лауреат международных конкурсов, классический и джазовый пианист Александр Маслов. Подобный опыт для него не первый – он не раз сопровождал немое кино. Однако каждый показ он воспринимает как премьерный.
– Для сопровождения немого фильма необходимо тщательно подготавливать партитуру, обращать внимание на многие мелочи. В этом, мне кажется, и есть прелесть этой работы. Поначалу мне казалось, что это просто. Думал, что нужно только повалять дурака. Но в реальности роль тапера – сложная вещь. Я даже повредил себе палец, – смеется Александр Маслов, – Конечно, здесь есть место и импровизации. Бывает, что ты отстаешь от сценария. Тогда нужно играть быстрее, наверстывать упущенное. Гораздо сложнее дело обстоит, если ты ушел вперед сюжета. Поэтому надо следить не только за пальцами, но и экраном.
Просмотр немого кино в сопровождении музыки – опыт действительно необычный, можно сказать, непривычный. Однако от этого он становится еще более интересным. Зрители кинопоказа увлеченно смотрели «Шерлока-младшего» и искренне смеялись с каждого трюка, комичной сцены, поставленной Бастером Китоном. Так что смело можно сказать, что немые фильмы и правда актуальны сегодня, ведь они способны увлечь даже тогда, когда в мире давным-давно правит эпоха звука.








