обзор

Путешествие по граням музыки

Как прошел VIII фестиваль «Воронежская камерата»
Фото Виктории Курляндской / Софья Терновых

VIII фестиваль «Воронежская камерата» отгремел в столице Черноземья. В этом году событие привлекло более 3 тыс. слушателей, для которых была подготовлена разнообразная программа – от мировых премьер до показов немого кино под сопровождение тапера. Чем удивляли искушенных поклонников музыки – расскажет «Культурный регион».

Владимир Вишневский

Праздник музыки стартовал с выступления пианиста, победителя II Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени Сергея Рахманинова Владимира Вишневского. 23-летний виртуоз представил воронежцам программу, состоящую из композиций мировых классиков – от Иоганна Себастьяна Баха до Сергея Прокофьева. 

Фото Натальи Коньшиной / Предоставлено пресс-службой Воронежской филармонии

Владимир Вишневский не просто представил слушателям изысканную музыку, но и, по сути, открыл свою душу. Ведь в программу, которую он, кстати, собрал сам, пианист включил только дорогие ему произведения, отражающие его состояние в данный момент жизни.

Музыкальная программа состояла из двух отделений. В первое вошли произведения мастодонтов зарубежной классической музыки – Баха, Шопена и Равеля. Владимир Вишневский с присущим ему артистизмом и исключительно тонким ощущением мелодий отправил слушателей в путешествие по разным проявлениям академической музыки. Отделение стартовала с величественных произведений эпохи барокко, затем сменившись мягкостью и лиричностью романтизма.

Вторая половина концерта ознаменовалась отечественными произведениями Петра Чайковского, Сергея Прокофьева и Сергея Рахманинова. Здесь Владимир Вишневский представил всю палитру проявления русской души – трогательной, нежной и одновременно стойкой, бойкой. Затем грянула соната для фортепиано №7 Сергея Прокофьева, явившая перед слушателями картины эпохи Советского Союза, находящегося в преддверии Великой Отечественной войны. Это произведение и завершило первый день «Камераты»

«Музыка немого кино»

Второй день «Камераты» оказался радушен на эксперименты. Впервые в рамках фестиваля был проведен ретропоказ, который с головой погрузил зрителей в атмосферу начала 20-ого века, когда на мировых экранах царили черно-белые немые киноленты. 

Фото Евгении Емельяновой / Фото Евгении Емельяновой

Вдохнуть жизнь в забытое искусство и доказать – немое кино актуально и в наш век технологий – осмелились основатель воронежского киноклуба «Три скамейки» Илья Клюев и джазовый виртуоз, лауреат международных музыкальных конкурсов, пианист Александр Маслов. Они предложили на суд современного зрителя легкую, как сон, комедию Бастера Китона «Шерлок-младший» 1924 года.

Илья Клюев рассказал зрителям о развитии немого киноискусства, его взлете и падении. Также он познакомил воронежцев с незаурядной личностью Бастера Китона, который целиком и полностью отдавал себя индустрии, иногда даже рискуя жизнью.

Фото Евгении Емельяновой / Фото Евгении Емельяновой

– Бастер Китон проверял киноязык на прочность. Он изучал, в чем состоит его природа. Кроме того, Бастер Китон сделал комедию более ощутимой, физической. Он был первым, кто стал двигаться в кадре, исполнять трюки. Китон придумывал невероятные для того времени спецэффекты, – продолжает Илья Клюев, – Кино Бастера Китона – это всегда про радость. Он очень горел своим искусством, любил изобретать что-то новое, удивлять и не желал подходить к материалу стандартно.

Фото Евгении Емельяновой / Фото Евгении Емельяновой

Роль тапера на показе истории о киномеханике, очарованного книгами о Шерлоке Холмсе, блистательно исполнил Александр Маслов. Он представил зрителям авторский живой саундтрек к фильму, в котором совместились приемы, присущие джазу и классической музыке. Его мелодии стали идеальным сопровождением к задорной истории, полной смеха и авантюр.

Зрителям такой эксперимент пришелся по вкусу. Они увлеченно рассматривали живые кадры векового фильма и заливались искренним хохотом при каждой комичной сцене, искусно поставленной Бастером Китоном.

Фото Евгении Емельяновой / Фото Евгении Емельяновой

Даниил Крамер, Дарья Чернакова и Павел Тимофеев

Многообразие джаза представило слушателям трио во главе с народным артистом РФ, виртуозным пианистом Даниилом Крамером. Вместе с ним на воронежскую сцену поднялись один из самых ярких современных барабанщиков Павел Трофимов и талантливая контрабасистка Дарья Чернакова. К слову, девушка - единственная джазовая контрабасистка в России.  

Уникальным навыком Даниила Крамера является умение органично вплести в ткань джаза другие стили и жанры. В своей программе «Игры в джаз» он еще раз продемонстрировал воронежским слушателям это искусное мастерство. В умелых руках трио давно знакомые всем мелодии, в том числе классические, приобрели совершенно новое звучание.

– Российский джаз неотделим от мирового, он впитал в себя все. Мне кажется, что эта музыка пойдет по нарастающему пути, но вот будет ли это Ренессанс как с музыкой Иоганна Себастьяна Баха и Антонио Вивальди или это будет что-то другое, не могу сказать. Что касается меня, я поклонник мелодии, гармонии, поклонник «рисования картин» на сцене, – отметил Даниил Крамер.

Трио Даниила Крамера не просто исполняло джаз, а уверенно жонглировало разными его направлениями перед воронежскими слушателями. Они представили жителям столицы Черноземья как классические стандарты, так и современные образчики джаза, достойные внимания ценителей музыки.

Клеман Нонсье и Максим Новиков

Атмосфера солнечной Италии появилась в дождливом Воронеже в предпоследний фестивальный день благодаря совместному выступлению Академического симфонического оркестра с прославленным артистом, лауреатом международных конкурсов Максимом Новиковым. 

Фото Виктории Курляндской / Фото Виктории Курляндской

Управлял коллективом французский дирижер Клеман Нонсье – обладатель премии и серебряной медали I Международного конкурса пианистов, дирижёров и композиторов имени Сергея Рахманинова. За плечами у него солидный опыт работы с российскими оркестрами. Клеман Нонсье признался, что ему интересно сотрудничать с нашими коллективами, ведь их стиль игры разительно отличается от европейского. Чтобы донести его авторское видение произведения приходится искать свой подход к русским музыкантам.

– Меня очень радует, когда публика эмоционально реагирует на выступление артистов. Мне не нужна тишина между частями произведения, зрительские аплодисменты совершенно не отвлекают. А если в сочинении есть дух праздника, который подхватывает аудитория, то я только радуюсь этом, – поделился Клеман Нонсье.

Вечер начался с легкой и энергичной увертюры к опере «Синьор Брускино, или Случайный сын» Джоаккино Россини, что задало нужную непринужденную атмосферу. Далее со сцены прозвучали воспоминания Феликса Мендельсона о поездке в Италию, выраженные в симфонии №4 ля мажор. Композитор с помощью мелодии «нарисовал» реалистичные картины красочного вояжа по солнечной стране, где народ беззаботно живет вдоль побережья и радуется каждому дню.

Фото Виктории Курляндской / Фото Виктории Курляндской

Второе отделение ознаменовалось новаторской музыкой эксцентричного Гектора Берлиоза. Его симфония «Гарольд в Италии» – редкий «гость» в Воронежской филармонии. Последний раз она звучала в ее стенах более 10 лет назад. Сочинение требует большого мастерства от исполнителей, в частности, от альтиста, роли которого автор придавал особое значение. Однако Максим Новиков блистательно справился с возложенной на него миссией.

Максим Новиков и Ровшан Мамедкулиев

Настоящим эксклюзивом завершилась VIII «Воронежская камерата». Жители столицы Черноземья смогли прикоснуться к прекрасным мелодиям современного итальянского композитора Роберто ди Марино. Его произведения, написанные по образцам многовековой классики, исполнили солисты Воронежского академического симфонического оркестра, гитарист Ровшан Мамедкулиев и альтист Максим Новиков, который совместил в этой программе роль музыканта и дирижера.

Фото Виктории Курляндской / Фото Виктории Курляндской

На заключительном выступлении прозвучали как хиты Роберто ди Марино для альта и струнного оркестра, так и переложения его произведений, которые ранее нигде в мире не исполнялись. Композитор написал их эксклюзивно для «Воронежской камераты», рассказала художественный руководитель фестиваля Ирина Авралева.

– Настоящим открытием этой «Воронежской камераты» стала музыка нашего современника, итальянского композитора Роберто ди Марино. Нам особенно приятно, что Роберто специально для нашего фестиваля сделал переложение пьес и подарил их филармонии. И я уверена, что эта музыка сразила всех наповал своей красотой и благозвучием.

Фото Виктории Курляндской / Фото Виктории Курляндской

Ровшан Мамедкулиев и Максим Новиков уже не раз исполняли произведения Роберто ди Марино. Музыканты отметили большое мастерство и некую академичность современного композитора.

– Впервые играю Двойной концерт для альта, гитары Роберто ди Марино именно со струнным оркестром, раньше был опыт исполнения этого произведения с бандонеоном (ручная гармоника, напоминающая по звучания аккордеон). Это очень мелодичная, яркая, экспрессивная музыка. Музыка довольно мелодичная и, мне кажется, стилистически она больше относится к концу 19-ого века. И играть, и слушать музыку Роберто ди Марино очень приятно, на мой взгляд, - отметил лауреат международных конкурсов Ровшан Мамедкулиев.

Мировая премьера стала яркой точкой XVIII «Воронежской камераты», оставившей теплые воспоминания у местных слушателей.

куда сходить в воронеже

также рекомендуем

«Культурный регион»
во «вконтакте»

@culturalregion36

Вступить в группу

«Культурный регион»
в «Telegram»

@cultreg36

Вступить в группу