обзор

В галерее Х.Л.А.М. открылась выставка Ивана Горшкова «Парадный портрет – 2»

Макеты, живопись и 3D-печать: художник исследовал границы жанра
Фото Константина Могилина / Автор Константин Могилин

В воронежской галерее Х.Л.А.М. открылась выставка художника Ивана Горшкова. Проект стал продолжением серии, первая часть которой была представлена в августе 2025 года, а затем отправилась на ярмарку современного искусства Cosmoscow, где почти все работы были проданы. Новая экспозиция расширила художественные решения автора и представила зрителям обновленный взгляд на взаимодействие живописи и объектной среды.

Фото Константина Могилина / Специально для проекта "Культурный регион. Воронеж"

Во второй части проекта Иван Горшков объединил классическую живопись с элементами макетирования, 3D-печатными объектами и небольшими скульптурными деталями. Картины превратились в сложные пространственные конструкции, где плоскость холста переходила в объем панорамы, а миниатюрные ландшафты становились частью живописного жеста.

Фото Константина Могилина / Специально для проекта "Культурный регион. Воронеж"

Художник описал эту серию как «портрет-пейзаж» и подчеркнул, что макет «врывается в поле картины», формируя новый уровень визуальной выразительности. По словам автора, «Парадный портрет – 2» стал «оглушительным продакшином и новым уровнем крезы» и развивал идеи, впервые обозначенные в первой части проекта.

Как создавались работы

Иван Горшков отметил, что в последние годы много работал с многослойным коллажированием и найденными объектами. Его интерес смещался в сторону сложных многокомпонентных структур, в которых живопись сосуществует с объемными деталями.

– Я стремился к сложному комбинированию, работал с найденными предметами. В какой-то момент понял, что мне снова близок жанр панорамного макета, – рассказал художник.

Важную роль в работе над серией сыграли современные технологии. Доступность 3D-печати позволила автору создавать часть элементов самостоятельно: от небольших архитектурных фрагментов до деталей инфраструктуры.

– 3D-печать стала доступнее, чем когда-либо. Принтер мог позволить себе почти каждый, нейросети помогали адаптировать изображения под печать. Поэтому многие элементы я напечатал сам – это проще, интереснее и открывает новые возможности, – пояснил автор.

Специально для проекта "Культурный регион. Воронеж" / Фото Константина Могилина

 Художник рассказал, что интерес к макетированию возник у него еще 6-7 лет назад. Тогда он изучал предложения на AliExpress и обратил внимание не на модели поездов, а на второстепенные элементы: заборы, скамейки, столбы, небольшие детали городской среды. Именно они сформировали атмосферу, которая позже стала основой новой серии.

В экспозиции зрители видят объекты, созданные как вручную, так и с помощью технологий. Столбы и бочки были напечатаны на 3D-принтере, деревья использованы готовые; провода изготовлены из тонкой проволоки; отдельные элементы – куплены в магазинах для моделистов.

Это сочетание позволяет формировать визуальную среду, напоминающую постиндустриальные пространства – с руинированной инфраструктурой, проводами, миниатюрными мостами и фрагментами советской техногенной эстетики.

Атмосфера заброшенности

Иван Горшков рассказал, что строил образы, которые вызывают ассоциации с играми и фильмами о недалеком будущем. Он подчеркнул, что избегал прямых отсылок к конкретным местам, стремясь передать эмоциональное состояние пространства.

– Мне хотелось создать флер заброшенности, но без привязки к какому-то реальному адресу. Это могло быть любое место после условной катастрофы – пространство, где природа начинает возвращать себе территории, а инфраструктура постепенно распадается, – рассказал художник.

В некоторых работах присутствуют мотивы воды и болотистой среды – прием, который позволял визуально «утопить» элементы прошлого и подчеркнуть их заброшенное состояние.

Фото Константина Могилина / Специально для проекта "Культурный регион. Воронеж"

Связь с предыдущими работами

Новая серия стала логическим продолжением двух направлений, над которыми Иван Горшков работал в последние годы. Первая линия – живописные портреты, в которых автор пытался осмыслить, каким может быть современный портрет сегодня. Вторая – серия макетов-панорам. Летом художник параллельно занимался обоими направлениями и осознал, что они могут образовать единую систему.

– Погрузившись и в макеты, и в живопись, я понял, что их нужно объединить. На реализацию ушло несколько месяцев, – поделился автор.

Выставка Ивана Горшкова «Парадный портрет – 2» в галерее Х.Л.А.М. и продолжит работу до 10 декабря. Организаторы отмечают, что проект стал важным событием сезона и органично развил направление экспериментальной экспозиционной практики, которой галерея занимается последние годы.

куда сходить в воронеже
что интересного в воронеже
как провести выходные

также рекомендуем

«Культурный регион»
во «вконтакте»

@culturalregion36

Вступить в группу

«Культурный регион»
в «Telegram»

@cultreg36

Вступить в группу