обзор

Испанский колорит, цыганские танцы и безупречный образец аристократичного стиля

В Воронежском театре оперы и балета показали премьеру "Пахита"
фото Сергея Трифонова / Оксана Писаненко

В Воронежском театре оперы и балета в последние дни уходящего ноября состоялась серия премьерных показов балета "Пахита" - яркой и страстной истории дочери знатных испанцев, которую похитили цыгане.

Этот спектакль воронежская труппа танцует впервые, а над его постановкой работал известный хореограф-постановщик из Санкт-Петербурга Юрий Смекалов, который решил отойти от реконструкции спектакля ХIХ века, сочиненного в Париже балетмейстером Жозефом Мазилье и с 1847 года шедшего в Петербурге в редакции Мариуса Петипа. А придумал и написал новое либретто, взяв за основу новеллу Сервантеса "Цыганочка".

 Сюжет

Спектакль состоял из трех актов. В прологе зритель увидел, как из колыбели цыганка крадет малютку Пахиту, а заодно прихватывает и ларец с медальоном.

Само же первое действие было с акцентом на цыганский табор, в который попадает из любви к цыганке Пахите, главный герой - испанский дворянин Андерс. Вместе с ними он кочует и учится у цыган навыку ловли лошадей. Для этой цели Андерсу подсовывают муляж, который выглядит на сцене довольно забавно - это два человека, которые прячутся под костюмом лошади. Андерс пытается поймать, но коник не поддается ему, а весело пляшет. Все - таки попытки главного героя не остались безуспешны, ему в итоге удается накинуть аркан на коня, но в этот момент муляж разваливается, и все видят, что это два цыгана.

Фото Сергея Трифонова / Фото Сергея Трифонова

Не обошлось и без интриг второстепенных персонажей. В Андерса влюбляется девушка, которой главный герой не может ответить взаимностью, и тогда она решает ему отомстить: подбрасывает в кибитку цыган ценные вещи, и их обвиняют в краже. Начинается потасовка, и Андерс оказывается в тюрьме.

Второе действие наполнено грустью. Старая цыганка и Пахита попадают в одну камеру, а Андерс в другую. Позже старая цыганка пытается откупиться, протягивает страже ларец, в котором хранилась родовая реликвия (медальон) Пахиты, и так внезапно девушка становится дворянкой, а ее родители не только освобождают ее, но и Андерса спасают от ложного обвинения в краже. Дворянская чета благословляет на свадьбу молодых, которую показывают зрителю уже в третьем акте.

фото Сергея Трифонова / фото Сергея Трифонова

Костюмы

Балет "Пахита" можно смело назвать "костюмным" - на сцене буйство красок. Цыганки в многослойных платьях, семья аристократов в помпезных платьях в стиле ампир, дети, танцующие мазурку в милых белых костюмах, передающие исторический дух времен Мигеля де Сервантеса Сааведры. Все это бережно старалась передать художник по костюмам Елена Зайцева, а вместе с ней ее главный ассистент Мария Великоредчанина. 

Фото Сергея Трифонова / Фото Сергея Трифонова

- Всего на этом спектакль мы сшили около 200 костюмов, - говорит Мария Великоредчанина. - Самый мой любимый, пожалуй, главной героини Пахиты - он красивый, классический и интересный. А вообще, когда ты работаешь над костюмами в целом, то очень сложно выбрать что-то одно. В цыганских есть легкость, страсть, а в аристократических - история. И когда их шьешь, то погружаешься в предмет. Поэтому, на мой взгляд, они все красивы и оригинальны.

Художники по костюмам придерживались классики, поэтому не стали ставить эксперименты с трансформацией костюмов, считая, что классический материал уже сам по себе интересен. Главное на чем они держали акцент - это удобство костюма, чтобы танцорам было комфортно в них работать.

Музыка

Юрий Смекалов написал новое либретто, а вот были ли какие-то существенные изменения в музыке - на этот вопрос ответил маэстро премьерного спектакля - главный дирижер Тимур Абсалутинов. 

Фото Сергея Трифонова / Фото Сергея Трифонова

- Вообще, балет - это компиляция разных композиторов, в данном случае, балет "Пахита" написан и Эдуардом Дельдевеза и Людвигом Минкусом, - говорит Тимур Абсалутинов. - Партитура сложная и ее существует много вариаций. Мы решили собрать из двух вариантов - это оригинальная оркестровка Дельдевеза и вариант Кировского театра (балет "Пахита" в постановке Юрия Смекалова есть в репертуаре Кировского (Мариинского) театра - прим. Культурный Регион).

Фото Сергея Трифонова / Фото Сергея Трифонова

Таким образом, можно сказать, что в таком виде музыка в балете "Пахита" звучит только в нашем театре.

- Мы позволили себе изменения в оркестровке: немножко адаптировать, где-то разрядить фактуру, немного убрать удвоения, - раскрывает детали главный дирижер. - Но в принципе, та оркестровка, которая была, она - не оригинальная, и у нас был такой полет фантазии, но исключительно для того, чтобы привести к первоисточнику. В парижской библиотеке хранится рукописный вариант Дельдевеза, мы нашли скан, и постарались привести его в соответствие с тем, что он написал.

Фото Сергея Трифонова / Фото Сергея Трифонова

Тимур Абсалутинов признался нам, что больше всего его волновало перед премьерой.

- Балет - это всегда волнительно, и для дирижера самое сложное - это попасть в темп с танцорами, быть с ними в контакте, - говорит маэстро. - Ты иногда можешь смотреть на сцену и не всегда улавливать, быстро это или медленно. Все время приходится быть начеку.

Пахита

Главную героиню на сцене представили две исполнительницы - это Марта Луцко и Диана Кустурова, они танцевали для зрителя в разные дни, по очереди. Насколько эта роль им близка, Культурный регион узнал у одной из артисток.

Фото Сергея Трифонова / Фото Сергея Трифонова

- Любовь и преданность, - говорит Диана Кустурова. - Наверное, для многих женщин эти вещи будут близки. А яркая история любви, как ниточка тянется через весь спектакль, и мы стараемся ее донести до зрителя.

А так ли удобно танцевать в костюмах воронежским артисткам от столичных мастеров, о которых нам рассказывали художники по костюмам:

- Яркие, красивые, шуршащие, их хочется трогать и с ними хочется работать, все это только один плюс, - лаконично ответила прима-балерина.

Дети

Ярким эпизодом в балете было и участие детей. Юные танцоры - это ученики воронежского хореографического училища, которые, можно сказать, впервые танцуют в такой грандиозной постановке. 

Фото Сергея Трифонова / Фото Сергея Трифонова

- Деток больше 20 человек и для них это большой опыт, - говорит преподаватель хореографического училища Дина Болотова. - Они танцуют в первом акте цыганский танец и в третьем акте гран па - полонез - мазурку. Хореография очень сложная, по технике ног, работе корпусом, должна сохраниться линия, рисунки, танцы длинные и все это, конечно, ответственно. К премьере мы готовились очень серьезно, репетировали наравне со взрослыми, с утра до вечера практически полтора месяца.

Либретто

Перед премьерой хореограф-постановщик Юрий Смекалов дал интервью, в котором рассказал, почему он переписал либретто и в чем главные смыслы. 

Фото Сергея Трифонова / Фото Сергея Трифонова

- Когда этот спектакль создавался в ХIХ веке, была чуть другая задача и совершенно другая история, связанная с ним, и тогда интерес хореографов был в том, чтобы показать конфликт между Испанией и Францией того времени, - говорит Юрий Смекалов. - Нам этот конфликт совершенно не интересен, потому что мы приближены к тому, чтобы изучать литературный источник, чтобы наши зрители, особенно молодое поколение, находили параллель между литературным источником и тем, что они видят в театре. Плюс восприятие. Клиповое сознание нынешнего поколения, все-таки, дает некоторую тенденцию, и я его переписал, чтобы зрителю было не скучно.

Юрий Смекалов отметил, что постановка "Пахиты" на воронежской сцене отличается от той, что может зритель увидеть в Мариинке.

- В Мариинском мне не хватает хореографии, которая красной линией идет через весь спектакль, но она не просматривается в гран па, а очень важно, чтобы гран па было не с одним номером, а чтобы это было сюжетно, завершало бы всю историю, которую мы рассказываем, - говорит Смекалов.

Чем эта постановка может быть актуальной для молодого поколения, постановщик неожиданно ответил:

- Ничем! Молодого зрителя можно зацепить только работой. Во всем должна быть честность, если все работу делают честно, то любой человек подключится. Поэтому мы не пытаемся поразить молодежь искусственным интеллектом и современными технологиями, мы просто хотим сделать честный, красочный, эмоциональный спектакль, в котором каждая роль - это проживание, вот это единственный путь к любому сердцу зрителя.

куда сходить в воронеже

также рекомендуем

«Культурный регион»
во «вконтакте»

@culturalregion36

Вступить в группу

«Культурный регион»
в «Telegram»

@cultreg36

Вступить в группу