обзор

История абсурда или о чем плачет белый дельфин

В Воронежском академическом театре драмы им. Кольцова провели творческую лабораторию
Фото Сергея Трифонова / Оксана Писаненко

СИТО - современное исследование театральных объектов – так назвали свою лабораторию актеры театра Драмы. В рамках лаборатории артисты театра вместе с приглашенными режиссерами из других городов в течении недели работали над эскизами трех спектаклей по пьесам современных драматургов, чтобы потом представить их публике. Эскиз – это неполноценный спектакль, а лишь набросок на возможную постановку, которую можно было бы включить в постоянный репертуар театра в новом сезоне.

С лабораторией СИТО – воронежский зритель знаком, в нашем городе она проходит в девятый раз, и пользуется популярностью среди любителей театра. Ведь после показа эскиза, зрителю дают возможность обсудить вместе с актерами и режиссером увиденное, и дальше сделать свой выбор – проголосовать за понравившийся эскиз.

Фото Сергея Трифонова / Фото Сергея Трифонова

В этот раз воронежских зрителей познакомили с пьесой драматурга Олега Маслова «Одинокий плач белого дельфина». А к работе над постановкой пригласили режиссера Александра Лебедева из Ульяновска. В родном городе его знают как талантливого актера и режиссера. Его постановки становились хитами на театральных сценах. А вот получилось ли у ульяновца сделать что-то подобное на сцене драмтеатра в Воронеже, узнавали корреспонденты «Культурного региона», посмотрев вместе с другими зрителями, представленный им эскиз.

Фото Сергея Трифонова / Фото Сергея Трифонова

О спектакле

«Одинокий плач белого дельфина» - пьеса, которую Олег Маслов написал в 2022 году. О чем она?

Это история о молодой преподавательнице, которая внезапно оказывается под следствием. У героини не хватает денег, чтобы купить бутылку коньяка. Она ее прячет себе в сумочку, ведь есть весомый повод - хочется разделить радость с коллегами, отметить успешную защиту своей диссертации, над которой она работала не один год. Но момент кражи попадает в объектив камеры наблюдения, и запись предательски выдает преступницу. Маленькая ошибка, которую в финале драматург метафорически оценивает в один рубль, ломает судьбу главной героини. 

Фото Сергея Трифонова / Фото Сергея Трифонова

Что на этом спектакле было необычно? Пожалуй, первое – это то, что публика была разделена. Режиссер решил использовать бифронтальную рассадку зрителей, то есть разместить их друг напротив друга. Театральные знатоки говорят, что подобные приемы – это, как некая манипуляция зрителем. Если ты не понимаешь, что происходит на сцене, но видишь реакцию зрителя напротив, ты можешь непроизвольно тоже ей поддаться. Был ли таков «умысел» у Александра Лебедева – остается загадкой, однако сценки актеров, как будто бы цепной реакцией заставляли зрителя где-то смеяться, а где-то вместе грустить.

Фото Сергея Трифонова / Фото Сергея Трифонова

Второе – это образ некоторых героев спектакля. В пьесе помимо главной героини есть не менее яркая личность – ее «сокамерница» в СИЗО, которую играет… мужчина. Образ вначале выглядит комично, однако игра актера Игоря Болдышева постепенно стирает гендерные границы и очаровывает зрителя своей искренностью.

И третье. Не то, чтобы необычное, но примечательное. Учитывая, что постановка готовилась за неделю, нужно отдать должное главной героине, которую играет Милена Хорошко. Она, как и ее «сокамерница» выучили роль от А до Я, остальные же актеры – читали текст с планшеток. Этот момент оценили зрители и смогли выразить свои эмоции артистам уже на этапе обсуждения эскиза.

Фото Сергея Трифонова / Фото Сергея Трифонова

О женщинах

Эскиз длился чуть больше, чем полтора часа, но прошел на одном дыхании – так его оценили зрители, когда им дали слово сказать о своих впечатлениях:

- Вы подарили кучу великолепных эмоций, и казалось бы, такая история читаемая, как говорится, от сумы до тюрьмы не зарекайся. Украл конфетку на 2 рубля и тебя посадят на много лет, а соверши что-то страшное - будешь на свободе, говорю, как специалист в области права, - отмечает зрительница. - Было настолько смешно и одновременно грустно. Зацепил видеоряд, где была показана железная дорога. А ведь правда, порой на нашей дороге могут случиться неожиданные вещи, и не всегда приятные. Спектакль великолепный!

- Сегодня было что-то необыкновенное. Игорь – вы настолько сегодня нас поразили. Великолепная режиссерская работа, ну каждый момент и мелочь продумана. Смотрела на одном дыхании. Актеры прекрасны! – выразила свои эмоции еще одна зрительница. 

Фото Сергея Трифонова / Фото Сергея Трифонова

А далее пошли вопросы – и первый, почему образ женщины сыграл мужчина. И вначале на него попытался дать ответ режиссер постановки.

- Не знаю почему, но я услышал реплику Игоря (Игорь Болдышев) он сказал, что ни одна женщина не сможет сыграть вот ЭТУ женщину. И я с ним согласился, оно же так и есть, - говорит Александр Лебедев.

Фото Сергея Трифонова / Фото Сергея Трифонова

Разговор поддержал художественный руководитель театра Владимир Петров.

- Но, наверное, дело даже не в этом, а если правильно сыграть в женском облике этот образ, то он будет настолько отвратителен. Это такие страшные хабалки -тетки, которых мы знаем по жизни. Они совершенно уходят за грань искусства, и поэтому я понимаю, почему Александр выбрал такую трактовку этой алкоголички, этой погибшей души. Мужчина – это одно спасение, иначе это было совсем было не смешно, а отвратительно. Тем более, вы знаете, женщины наиболее устойчивые особи, в вас меньше убийц, алкоголиков, вы - золотой фонд эволюции, но когда женщина сходит с колеи, когда ломается, она становится чудовищем.

Фото Сергея Трифонова / Фото Сергея Трифонова

Про образ судьи тоже был вопрос от зрителя, по его мнению, не судья ли должен был держать полицейского, делать его «маленьким». Ответ держал актер Егор Казаченко:

- Интерпретировать можно по-разному. Для меня пьеса – это открытие автора. Ты все время думаешь, кто из героев (полицейский или судья – прим) поступает правильно. Автор не дает оценки, что хорошо, а что плохо. Вот то, что она украла – это хорошо или плохо? Что дальше с ней будет – правильно или незаконно? И вот такой судья – чтобы не преподнести зрителю, что вот, видите, какой судья, вот видите, какой закон. Вот в этом, наверное, сложность пьесы. И вот этот переход от гротеска, когда у вас стерлась грань, что это Игорь, что тут что-еще происходит, в этом есть прелесть. Поэтому вам решать, какой был судья и кто его должен был держать.

О расшатывании амплуа и критике

Без критики тоже не обошлось. В зрительском зале нашелся воронежец, который отметил, что непонятно, почему режиссеры пытаются ставить именно такие истории, почему их цепляет бытовуха. На что Александр Лебедев парировал своим несогласием.

Фото Сергея Трифонова / Фото Сергея Трифонова

— Это не бытовуха, а история о любви к жизни, в первую очередь. Эта история, как мы умеем выживать, и любим жить.

— Вот именно выживать! А хотелось бы жить, - продолжил зритель. - Мне так хотелось жить в 90-е годы. И вот сейчас в 21 -ма веке, снова вопросы о выживании, блатная феня ушла, но вы его снова подняли. А хотелось о хорошем и вечном.

Поддержал коллегу по цеху Владимир Петров, который привел пример зрителю классику – роман Достоевского «Преступление и наказание» и Гоголевскую «Шинель».

- Когда я принимал эту пьесу, все пожимали плечами примерно, как и вы, - говорит Владимир Петров. – Но мне, кажется, театр должен смотреть в разные стороны жизни. Какой смысл писать про студента, который топором зарубил старушку, или зачем исследовать Шинель Гоголя, зачем нам маленький задохлик, у которого эту шинель украли? Мне кажется, что театр – это история эмоционального воздействия на нас. Не только создания какого-то искусственного счастья, которого, кстати, не бывает постоянно, наверное, вы тоже знаете. А всегда есть какие-то моменты, в которые нам вынырнуть все-таки удается, и мы испытываем катарсис, когда главный герой проходит через все препятствия и остается жить, в надежде на что-то лучшее.

И напоследок, кто-то из зрителей спросил у Владимира Петрова, всегда ли он видит, какой актер может попадать в роль.

- Вы знаете, я отдаю предпочтение режиссёру, потому что у него есть свой замысел, - отвечает Владимир Петров. - Но, когда я вижу, например, как сделал распределение Александр, я понимаю, что для артистов – это будет шаг вперед, какой-то новый опыт. Я считаю, что это правильно - расшатывать актерскую индивидуальность, амплуа, это дает возможность им быть широкими.

куда сходить в воронеже

также рекомендуем

«Культурный регион»
во «вконтакте»

@culturalregion36

Вступить в группу

«Культурный регион»
в «Telegram»

@cultreg36

Вступить в группу