Автор пьесы - российский драматург, сценарист и режиссер Ирина Васьковская, а сама пьеса неоднократно была отмечена на разных творческих конкурсах. После показа зрители смогли высказаться по поводу постановки, а вместе с ними составить свое мнение смогли и корреспонденты «Культурного региона».
«Елку пора выбросить, март на дворе»
Именно этими словами начинается спектакль. Их произносит Маша (в исполнении Анны Гавриловой) – ключевой (но не единственный главный, здесь все главные) персонаж пьесы. После многомесячного блуждания неизвестно где она возвращается домой в начале весны. На первый взгляд, кажется, что пьеса получила название «Март» именно поэтому. Вид у Маши, мягко говоря, неопрятный, она в каком-то мятом пальто, босая. В принципе, примерно так и должен выглядеть человек, если до этого он довольно долго жил по подворотням и сомнительным квартирам.
Дома ее ждут мама (в исполнении Елены Гладышевой) и муж Миша (исполняет Николай Байбаков). Примечательный факт, что теща с зятем живут вдвоем душа в душу, сразу заставил автора этих строк насторожиться и с еще большим вниманием погрузиться в действие спектакля.
В самом деле, что объединяет этих людей? Казалось бы, ответ очевиден – они ждут, когда вернется Маша. Но вот она возвращается, но их реакция на это возвращение выглядит какой-то вялой. Никто не бросается к ней обниматься, не падает в обморок, не кричит и не пытается стукнуть блудную жену и дочь. Нет, через какое-то время мама высказывает претензии, но они выглядят дежурно и как-то рутинно. А муж вообще старается помалкивать. Может эта отлучка Маши не первая, и они уже к этому привыкли?
Отношение матери к дочери в пьесе «Март» – это такой вопрос, который кажется главным. То ли она смирилась, что ее взрослый ребенок какой-то не такой (а какой он должен быть?), то ли зациклена на себе и своих проблемах. Впрочем, это сугубо личное впечатление, сложившиеся у автора этих строк. Другие увидели здесь любовь или навязчивую заботу. Обсуждение пьесы весьма явно показало, как по-разному ее воспринимают зрители.
– Многих моих знакомых раздражает, когда они приезжают к родителям, а те им пихают в сумку помидоры, огурцы и то, что вот в холодильнике есть. Всё отдают, – делится болью (явно таковой не являющейся, по мнению корреспондента «Культурного региона) одна молодая зрительница, – они мне всегда с какой-то ненавистью говорят, что вот не надо этого, нам это не нужно, а они все равно пихают. То есть такая навязчивость вызывает не благодарность, а наоборот, отторжение.
– Вот как я это увидел, – громогласно произносит зритель-мужчина с балкона, – Этот Миша, мужчина, который попал в бабью яму. Даже перескочил из одной бабьей ямы в другую. Это несчастный мужчина, – заключает он и срывает возгласы одобрения и аплодисменты аудитории, особенно почему-то, женской ее части.
Эскиз
Пьеса «Март» поставлена на сцене Воронежского академического театра драмы имени Алексея Кольцова в форме эскиза. По большому счету, такой же спектакль, только без художественного оформления, сделанный как бы начерно. Но актеры знают текст и не держат бумажки в руках, не подглядывают, как во время обычной читки. Все это позволяет увидеть постановку воочию, понять, что еще надо сделать, чтобы это уже был полноценный спектакль и, самое главное, оценить реакцию зрителя.
Драматург Ирина Васьковская первые свои пьесы писала под псевдонимом «С.Пухов». В 2015 году она окончила Екатеринбургский государственный театральный институт по направлению «Литературное творчество» (курс Николая Коляды). В 2013 году «Март» номинировали на Независимую литературную премию «Дебют». В том же году Васьковская впервые стала финалистом фестиваля драматургии «Любимовка». А еще через год пьеса «Март» получила Гран-при и приз зрительских симпатий конкурса «Новая пьеса» при Национальной театральной премии «Золотая маска».
– А почему вот такой пессимизм? Почему все четверо несчастные? – громко, без микрофона, на весь зал вопрошает еще одна зрительница, - и мама несчастная, потому что дочь неудачно вышла замуж. Муж, потому что любимая жена ушла. Жена, которая ушла, тоже несчастна, потому что не получила счастья в семье. И одинокая подруга тоже несчастна, потому что не может устроить свое счастье. Кто-то в жизни счастливее может быть?
– Я думаю, что благодаря этим показанным несчастьям, на их фоне вы самый счастливый человек, – отвечает художественный руководитель театра Владимир Петров и тоже срывает аплодисменты.
Чем же все закончится?
Кстати, в спектакле есть еще один персонаж, о котором мы пока не упоминали. Это соседка Аня, (ее играет заслуженная артистка России Татьяна Беляева) одинокая женщина, которая надрывно и с ноткой истерики пытается от своего одиночества избавиться. Она явно имеет виды на Мишу и Маше, которая спокойно обходилась без мужа несколько месяцев, это не нравится. Тут все, в общем-то, понятно, обычная история «собаки на сене».
Но поистине удивительна позиция мамы (она же теща). Женщина активно способствует развитию отношений своего родного зятя с этой Аней. Как будто пытаясь окончательно вытеснить дочь из своего сознания и жизни. И тут снова возникает множество вопросов. Что же такого натворила эта Маша? Ведь не всегда же она была бродяжкой? За что мать ее так ненавидит? Или это опять сугубо личное мнение автора этих строк?
– Финал можно воспринимать как открытый, мне кажется, потому что мы хотим оставить здесь надежду, – говорит режиссер Екатерина Дмитриева, – здесь важнее скорее не то, уйдет ли Маша из дома насовсем, а чтобы обе стороны остались с любовью друг к другу, чтобы все было хорошо. И даже если она решит уйти, мы оставляем шанс на ее возвращение.
– Васьковская достаточно интересный такой драматург, умелый автор, – берет слово в завершении обсуждения худрук Владимир Петров, – эта пьеса полностью выламывается из традиционного драматургического конструкта. И этим она очень интересна сама по себе. Вот мы и решили для вас, для воронежских зрителей, показать эту пьесу в трактовке Кати Дмитриевой. Мне кажется, это моё мнение, может, вы меня не поймёте, мне кажется, это такой женский протест, против запрограммированной жизни, и это можно трактовать прямо до слез.
Тем не менее, решение о полноценной постановке этой пьесы на сцене Воронежского драмтеатра пока не принято. Из тех мыслей, которыми поделился со зрителями Владимир Петров, следует, что для этого надо искать другую сценографию и другое пространство. Так поставят или нет? Мы не знаем. Но честное слово, хочется посмотреть «Март» еще раз.








