обзор

К 100-летию искусствоведа

Как Маргарита Лунёва вернула забытое имя и создала целую коллекцию работ Елены Киселёвой
Фото Анастасии Волконской / Фото Анастасии Волконской

Новая выставка, которую открыли в музее имени Крамского, напоминает, что культурная память города держится не только на художниках. Она держится на тех, кто умеет искать, сопоставлять, перепроверять, видеть дальше привычного горизонта. На людях, которые способны разглядеть великое в почти утраченном. Так работала Маргарита Лунёва, благодаря которой Воронеж сегодня владеет самым значительным собранием произведений Елены Киселёвой – художницы, которую Илья Репин называл своей любимой ученицей и картины которой покупал Максим Горький. Сегодня в собрании музея Крамского находится 42 произведения Елены Киселёвой. В том числе и ее знаменитая «Маруся», написанная в Париже в 1913 году. Художница считала ее своей лучшей работой.

Фото Анастасии Волконской / Фото Анастасии Волконской

Кто такая Маргарита Лунёва

Исследователь, искусствовед, сотрудник музея имени Крамского в течение сорока лет – Маргарита Ивановна Лунёва принадлежала к тем музейным подвижникам, которые определяли культурную среду города.

Родилась Маргарита 22 ноября 1925 года на станции Добринка Усманского уезда. В семье служащих, не связанных с искусством.

«А почему я стала искусствоведом, этого не знает никто. И я в том числе», — говорила о себе Лунёва.

Фото Анастасии Волконской / Фото Анастасии Волконской
Раиса Москаленко, Портрет искусствоведа М.И. Луневой, 1961 год

Раиса Москаленко, Портрет искусствоведа М.И. Луневой, 1961 год

С детства она отличалась любовью к чтению и редким умением читать примечания, справки, указатели так же увлеченно, как художественный текст. Такая внимательность, ставшая в итоге профессиональным методом, определила всю ее дальнейшую работу.

Во время войны семья Лунёвых эвакуировалась в Каменск Красноярского края. Там юная Лунёва окончила школу, затем уехала в Ленинград, поступила в химико-технологический институт, но через два года перешла на историю искусств, где училась у выдающихся мастеров своего дела: Пунина, Савинова, Гуковского.

Фото Анастасии Волконской / Фото Анастасии Волконской

Работать Маргарита Лунёва уехала Курск, где пробовала себя в качестве работника галереи, училища, писала статьи и организовывала выставки. А в 1958 году пришла в Воронежский художественный музей, где сосредоточилась на изучении художников родной земли: Соловьева, Епифановой, Бучкури. Но главным открытием стала Киселёва.

Воронежская «Джоконда» и ее судьба

«Маруся» – одна из самых узнаваемых картин музея. Ее называют воронежской «Джокондой»: из-за таинственности образа и загадочного взгляда, изображенной на картине девушки.

Предполагают, что моделью для картины стала сестра одного русского художника, имя которого осталось неизвестно.

В 1929 году картину передала в Воронеж мать Елены Киселёвой. Тогда «Маруся» оказалась сначала в краеведческом музее, а позже перешла в художественный музей имени Крамского. Сама художница в это время жила уже в Сербии вместе с мужем профессором Антоном Билимовичем.

Фото Анастасии Волконской / Фото Анастасии Волконской

О ее судьбе в Воронеже долго не знали. Лишь в середине 60-х имя Киселёвой вновь возникло в музейных кругах – благодаря Маргарите Лунёвой. В архивных материалах в Ленинграде ей удалось обнаружить письмо Киселёвой к Репину, написанное в 1921 году, с сербским штампом. Через музейных работников в Белграде Лунёва разыскала и саму художницу. Между ними завязалась переписка, которая длилась семь лет – до последних дней жизни Елены Киселёвой.

В своих письмах Киселева вспоминала Воронеж и Садовую улицу, где жила в детстве (сейчас ул. Карла Маркса). Художница вспоминала: «…улица была такая красивая, вся в садах, в зелени и чистая – тротуары были посыпаны таким приятным желтым песком…», «Помню нашу Садовую, помню театр, Дворянскую улицу, каток (в городском саду), где мой отец устраивал когда-то электрическое освещение, а я раскатывала на коньках со своими поклонниками-гимназистами. И базар, куда я бежала после катка, чтобы купить каленых орехов».

Киселёва была очень рада, что в родном городе к ней начали проявлять интерес и передала в Воронеж значительное количество своих работ – часть создана в Сербии и Черногории. В 1969 году музей представил первую персональную выставку Киселевой, подготовленную Лунёвой: вышел каталог, появились статьи, а коллекция пополнилась сорока двумя произведениями художницы.

Дважды спасенный портрет

Ученый секретарь музея Наталья Бакина рассказала и о драматической судьбе портрета Татьяны Платоновой-Поздняк, выполненного Еленой Киселевой. По словам племянницы Платоновой Ольги Николаевны Баньолесси, Елена Андреевна и Татьяна Александровна познакомились во время прогулки на набережной Невы возле Академии художеств, где находилась мастерская Киселевой. Привлеченная интересной внешностью, умом и образованностью своей новой знакомой, художница пригласила ее к себе в мастерскую, где и был затем написан портрет.

Фото Анастасии Волконской / Фото Анастасии Волконской
Дважды спасенный портрет

Дважды спасенный портрет

– В какой-то момент Платонова–Поздняк осталась одна. Жила она в коммунальной квартире в Москве, где у нее была соседка, с которой та имела очень хорошие отношения. Платонова-Поздняк передала свой портрет ей, а та не стала выбрасывать, оставив как память. Он долго стоял у нее за сундуком, и состояние у него было уже не очень хорошее. Позже реставратор Воронежского музея Лидия Александровна Зорикова вернула этот портрет на родину художницы, – рассказывает Наталья Бакина, – Был еще портрет ее мужа, но он, к сожалению, утерян.

Фото Анастасии Волконской / Фото Анастасии Волконской

Исследователь, который видел дальше своего времени

О Луневой в научной среде вспоминают с огромным уважением. Марина Сорокина, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник и зав. отделом истории руссийского зарубежья «Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына», отмечает, что локальная исследовательская интонация Маргариты Луневой определялась в преданности своим темам и своим героям, которых она изучала десятки лет, и конечно, в уникальном исследовательском даре предвидения и ощущения настоящего, подлинного и чуда. 

Фото Анастасии Волконской / Фото Анастасии Волконской

– Потому что только такой человек, обладающий таким профессиональным чутьем, мог понять в середине 60-х годов что Маруся и ее автор Елена Киселёва – это явление вселенского масштаба. Она искала Киселёву, искала в далекой Югославии, нашла, сумела привезти в Воронеж архив и её художественные произведения. И стало все это возможным только благодаря тому, что Маргарита Ивановна в глазах Елены Киселёвой выступила как настоящий исследователь.

Фото Анастасии Волконской / Фото Анастасии Волконской

Всю жизнь Маргарита Ивановна посвятила научному поиску. Она вела обширную переписку, обращалась с запросами в различные архивы, библиотеки, музеи. В числе её адресатов коллекционеры, художники, искусствоведы, в том числе зарубежные.

Статьи Лунёвой публиковались с 1954 г. в научных сборниках, журналах «Искусство», «Художник», «Подъем», «Кольцовский сквер», в воронежских газетах, а телевидение занимало большое место в ее научно-просветительской деятельности (с 1959 по 1982 гг. вышло в эфир более 60 передач).

Голос исследователей

Своими впечатлениями от выставки поделилась и доктор культурологии, профессор кафедры истории философии и культуры Серебрякова Елена.

Фото Анастасии Волконской / Фото Анастасии Волконской

– Я нахожусь на выставке, которая посвящена удивительному человеку – Лунёвой, имя которой ни о чем не говорит большинству из воронежских жителей. К сожалению, мы, жители, не понимаем, что город – это горожане. И среди когда-то живших горожан были совершенно удивительные люди, посвятившие себя очень непростой задаче: собиранию и сохранению культурного наследия.

По словам профессора, если бы не такие молчаливые, кропотливые, трудолюбивые подвижники своего дела, как Лунёва – мы бы не знали сегодня ничего о том великом наследии, которым обладаем.

Выставку можно посмотреть до 14 декабря в музее имени Крамского. Экспозиция включает в себя картины художников Александра Бучкури, Льва Соловьева, Веры Федяевской, Александра Любимова и, конечно, Елены Киселевой.

куда сходить в воронеже

также рекомендуем

«Культурный регион»
во «вконтакте»

@culturalregion36

Вступить в группу

«Культурный регион»
в «Telegram»

@cultreg36

Вступить в группу