«Безымянная звезда сказочника Афанасьева» – так называется художественно-публицистический фильм, презентация которого прошла в воронежской библиотеке искусств имени А.С. Пушкина. Он рассказывает о жизни и борьбе с превратностями судьбы знаменитого собирателя народных сказок Александра Афанасьева, который родился и вырос в Воронежской губернии 19 века. Это короткометражка, где игровые эпизоды чередуются с документальным повествованием. Посмотрел и оценил фильм и корреспондент «Культурного региона».
Кино и его создатели
По старой московской улочке (в которой безошибочно угадывается угол Алексеевской и 25 Октября, так как фильм снимался в Воронеже) идет нагловатого вида женщина с корзиной. Около дома (здесь узнается воронежский «Дом с совой», и создатели как будто даже специально обращают на это внимание зрителя) сидит совсем маленький мальчишка и просит милостыню. Из корзины прямо ему в руки падает пирожок. Женщина это замечает, однако решает, что это не случайность, а сознательная кража.
– Ах ты! Ты решил у меня пирожок стащить? – набрасывается она на мальчугана. – Полиция! Полиция!
Пацану, очевидно, несдобровать, но к счастью, рядом оказывается молодой мужчина, который всё видел.
– Сударыня, что вы делаете? Малец-то голодный, а вы руки распустили, – вмешивается он, – пирожок из корзины вашей выпал сам, а он его подобрал, и не вор он вовсе. Я шел следом и видел все. Остановитесь, сударыня. Решим все миром. Полицию звать не надо. Я заплачу вам за ваш пирожок. И если голодный мальчишка из бедной семьи съел один пирожок, то поверьте, вы сделали доброе дело, накормив его.
– Много вас тут защитников ходит. Хотите пустить меня по миру? – все еще не унимается торговка, но потом, чуть успокоившись, добавляет, – Ну ладно, господин хороший. А пацану передайте. Еще раз поймаю... Не прощу!
– Вот, возьмите, идите с Богом, – Александр Афанасьев (а это, конечно, он) сует деньги женщине. – Да почаще по сторонам оглядывайтесь. Мальчонка-то не виноват, просто подобрал ведь он пирожок. Напрасно вы, сударыня, шумите.
Когда женщина уходит, Афанасьев оборачивается к мальчишке, который уже вовсю уплетает злополучный пирожок.
– Как зовут тебя, мальчонка?
– Яшка.
– Смотри, Яшка, не подведи меня никогда.
– Ты, дяденька, может, забудешь про пирожок, а я твое доброе сердце всегда помнить буду, – говорит довольный Яшка и вприпрыжку убегает.
Это один из игровых моментов фильма, его придумала режиссер и сценарист Людмила Белозорова. По ее задумке, история с пирожком ярко и однозначно демонстрирует прямоту, честность и обостренное чувство справедливости главного героя.
– Мне захотелось понять душу этого человека, – говорит Людмила Белозорова, – что вообще двигало им, когда он, отдавая последние деньги, изучал, собирал, переписывал, издавал эти три тома русских народных сказок, которые дошли до наших дней и на которых мы сегодня воспитываем детей. И я поняла, что надо показать этого человека, его внутренний мир, его эту очень такую скромную жизнь. Он прожил мало, но он все успел и прославил наш Воронежский край.
Для Коли Селезнёва, который сыграл Яшку, эта роль оказалась первым шагом на пути в профессию. Сейчас он осваивает актерское мастерство в студии театрального развития «Вершина» при воронежском ТЮЗе.
– Мне понравилось сниматься в фильме, – делится впечатлениями юный актер, – потому что первая роль, и я думаю, она будет не последней. Снимались зимой, после Нового года. Было несколько дублей, меня отогревали. Помню, я тогда есть захотел и спросил, есть ли что-нибудь поесть? Мне сказали: есть только пирожки из капусты. Я такой: «Фу, не, не буду».
«Неблагонадежный» собиратель сказок
Александр Николаевич Афанасьев родился в 1826 году в Богучаре Воронежской губернии в семье чиновника земского суда. Вскоре его мать умерла, а отец получил должность стряпчего в Боброве. Именно здесь прошли детство и юность будущего всемирно известного собирателя русского фольклора.
Александр Афанасьев. Портрет Ивана Снегирева
После окончания гимназии Александр пошел по стопам отца – окончил юридический факультет Московского университета. Впрочем, юристом не стал, то ли из-за своих либеральных взглядов, а может, потому что сам не хотел. Должность чиновника Московского главного архива Министерства иностранных дел, которую он в итоге получил, была ему явно больше по душе. Здесь он смог полностью отдаться любимому делу – собиранию русского фольклора.
Тут надо отметить, что некоторые сказки, которые собирал Афанасьев, имели неоднозначное содержание. Какие-то критиковали существующие в императорской России порядки, какие-то заставляли читателя густо краснеть. Неудивительно, что попытки их издания наталкивались на сопротивление цензуры. Тогда Александр Николаевич отправил эти сказки в Лондон Александру Герцену, известному вольнодумцу и борцу с царским режимом. Тот и издал их в своем альманахе «Полярная звезда».
Герцен в итоге, как бы сейчас сказали, на этом «хайпанул», ну а Афанасьева закономерно уволили из архива, так же современно выражаясь, в связи с утратой доверия. Оставшиеся 9 лет своей жизни (он умер в 45) ученый провел в бедности и лишениях, но свое главное дело – собирание фольклора – не прекратил.
По следам Афанасьева
Все эти эпизоды биографии нашего героя в фильме упоминаются, но акцент на них не делается, потому что это и правда не так важно сейчас. А сейчас все знают Репку, которую тянут-потянут, да вытянуть не могут, Мышку-норушку с Лягушкой-квакушкой, Лису и Журавля и множество других сказочных историй. Александр Николаевич Афанасьев их не только объединил в своем знаменитом сборнике «Народные русские сказки», но и своей увлеченностью и неутомимой энергией сделал их всенародно любимыми.
Таким он и предстает в фильме Людмилы Белозоровой – увлеченный, полностью отдавший себя этой своей цели. Фильм смотрится легко, и единственная претензия, которую высказывают зрители после просмотра, что он слишком короткий. На это режиссер отвечает: короткий метр, такой формат. Ну что ж, с форматом не поспоришь, хотя жаль, хочется большего.
– Это мой дипломный проект у Александра Митты, – пояснила Людмила Белозорова, – я училась у этого замечательного кинорежиссера и педагога. Он посмотрел первый вариант фильма и сказал, «Белозорова, у тебя нет конфликта, я же вас учил, что без конфликта никакой сюжет не завязывается». И вот однажды я ехала из института домой. Был дождливый и серый осенний день, и я увидела памятник Пушкину у театра оперы и балета. И его тень падала на театр. И я поняла, вот он – конфликт главного героя. Это внутриличностный конфликт человека, который влачил жалкое существование, но не бросал свою затею. И мы отсняли этот эпизод, где Афанасьев спорит со своей тенью. Митта посмотрел и сказал: «Гениально!».
Фильм «Безымянная звезда сказочника Афанасьева» сейчас получает прокатное удостоверение. В этом его создателям помогают специалисты Воронежского центра народного творчества и кино. Такой документ откроет фильму путь к официальным показам. Уже сейчас планируется представить киноленту на родине Афанасьева в родных городах Афанасьева – Богучаре и Боброве. Откликнулись музей "Петровские корабли" и ряд других культурных и образовательных площадок, в том числе Воронежский институт развития образования имени Н.Ф. Бунакова.
Также съемочная группа собирается принять участие в ежегодном кинофестивале "Литература и кино" в Гатчине, где в фильмах красной нитью проходят как раз такие люди, как Александр Афанасьев, вошедшие в сокровищницу русской литературы и действующие герои их произведений.







