Среди творений архитектора Джакомо Кваренги – дворцы старого Петербурга. А знали ли вы, что «русский итальянец» оставил свое детище и в Воронеже? Окинув взором здание у Петровского сквера, на проспекте Революции, 21, можно мысленно перенестись на берега Невы.
На самом деле строение у Петровского сквера не столь изысканно, как возможно вы себе его представили. Быть может, кто-то и разочаруется, увидев его. Однако здесь нужно учитывать тот факт, что Джакомо Кваренги, или как он зовется в документах – Гваренги, в Воронеже никогда не был, а здание выполнено только по его проекту.
Судя по уцелевшему чертежу, столичный зодчий представлял себе не одно, а целых три сооружения, связанных полукруглыми галереями. Вперед выдвинуты два двухэтажных дома: с одной стороны – казенная палата, здание, о котором идет речь, с другой – гражданская и уголовная палаты (современная территория Воронежского университета инженерных технологий). Третье здание – в глубине, посередине между вышеупомянутыми, на месте нынешнего Петровского пассажа, должно было стать наместническим правлением.
Интересно, что столичный архитектор в своих планах гармонично сочетал свой проект с уже построенным домом-дворцом Потапова, где ныне расположен художественный музей имени Крамского.
Джакомо Кваренги предлагал создать овальную площадь из курдонеров – парадных дворов перед зданиями, противостоящих ансамблей. Более того, предполагалось, что дом-дворец Потапова станет резиденцией наместника, а здание напротив – местом его службы.
Однако строительство комплекса зданий не состоялось. По неизвестным причинам воронежскому наместнику Василию Черткову проект не пришелся по вкусу, к тому же по именному указу Екатерины II в связи с русско-турецкой войной финансирование строительства было приостановлено. Тем не менее корпус казенной палаты в 1786–1787 годах был возведен в модном тогда классическом стиле.
Во главе казенной палаты стоял сам вице-губернатор. Учреждение занималось взысканием повинностей с государственных крестьян и сбором налогов с мещан и купцов. Деньги хранились в трехметровом подвале, который существует и по сей день.
Есть легенда, что от строения к реке Воронеж идет подземный ход. С воронежским краеведом Еленой Устиновой старожилы делились воспоминаниями о том, как в далеком детстве они лазали туда.
В здании существовали то податное присутствие, то чертежное отделение. На все была воля хозяина – управляющего казенной палатой.
После революции большевики реквизировали содержимое подвалов, а саму казенную палату разогнали. Здесь потом находились губстатбюро и губархивбюро. В 1920-е годы в здании активно работали воронежские архивисты: груды старинных бумаг прибывали из дворянских особняков, их необходимо было изучить, систематизировать и определить на хранение.
К концу десятилетия архивными работниками живо заинтересовались сотрудники НКВД. Вскоре хранителей старины взяли под стражу, обвинив их в подготовке свержения власти большевиков. По «делу краеведов» были репрессированы почти 100 человек.
Само здание претерпело значительную перепланировку, а в послевоенное время к нему пристроили еще два этажа. Такое преображение было связано с нехваткой жилых помещений в разрушенном городе.
Примечательно, что, несмотря на строительные метаморфозы, карниз старой кровли остался, став элементом фасадного декора, который можно видеть и сегодня.
Сейчас в здании на проспекте Революции, 21, располагается представительство министерства иностранных дел России в Воронеже.