Учебных заведений, где девочки всех сословий могли получить среднее образование, в городе тогда не было.
– До революции система образования находилась в жесточайших рамках. В основном развивали начальное образование. Почему власть не позволяла развиваться среднему образованию? Это был путь к университету, а студенты были первыми бунтовщиками. Перед революцией 1905 года на всю огромную Воронежскую губернию было всего три полных мужских гимназии – это три средние школы, дающие право поступления в университет, – пояснил директор музея истории народного образования Воронежской области ВИРО и автор книги «История народного образования Воронежского края» Юрий Пыльнев.
В 1860 году Министерство просвещения выпустило важный документ – «Положение о женских училищах». В соответствии с ним по всей стране стали создавать женские училища первого и второго разрядов. В Воронеже училище первого разряда было открыто в 1861 году – тогда же, когда отменили крепостное право.
Спустя два года появилось женское училище второго разряда. Поскольку учебные заведения входили в ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны, их стали называть «Мариинскими». А обучавшихся в них гимназисток – «мариинками».
Содержалось училище на средства города и губернского земства. По словам Юрия Пыльнева, ведомство императрицы Марии Федоровны оплачивало только ставки учителей.
– Большую роль в поддержке Мариинской гимназии сыграл губернатор Михаил Чертков. Он ввел специальный налог на городских торговцев и ремесленников и на дворянские земли губернии, – отметил Юрий Пыльнев.
Благодаря Черткову в 1875 году в Воронеже для Мариинской гимназии было выстроено двухэтажное здание из кирпича с двумя симметричными фронтонами и полукруглыми окнами. Оно расположилось на углу улиц Большой Дворянской (сегодня это проспект Революции) и Тулиновской (ныне – ул. Комиссаржевской). Проект здания выполнил архитектор Виктор Переверзев.
Ближе к нынешней улице Комиссаржевской располагался главный вход в гимназию.
Сейчас о нем напоминает уцелевшая до наших дней старинная кружевная чугунная лестница, по которой поднимались гимназистки.
Спустя 30 лет гимназия изменила свой облик – архитектор Александр Баранов надстроил позднее крыло здания третьим этажом.
К Мариинской гимназии примыкал небольшой сад, принадлежавший Семейному собранию, поэтому именовался Семейным. В нем был летний театр и эстрада-раковина. Здесь любили собираться гимназистки, гимназисты и семинаристы.
Учебное заведение принимало девочек всех сословий, но за образование их родителям нужно было платить. В 1880-е годы за курс обязательных предметов гимназистки платили 30 рублей в год. К ним относились Закон Божий, русская грамматика, словесность, арифметика, география, история, чистописание, рукоделие.
Учебные программы женских гимназий по сравнению с мужскими были более легкими.
Отдельно оплачивали необязательные дисциплины: французский язык оценивался в 10 рублей, немецкий – 5 рублей, танцы – 10 рублей, рисование – 6 рублей. Для сравнения, обучение в частном пансионе Цецилии Депнер стоило 200 рублей в год.
Перед поступлением в гимназию девочки сдавали приемные экзамены по Закону Божьему, русскому языку и арифметике.
С какого же возраста девочек принимали в гимназии? В «приготовительный» класс – как минимум с 8 лет, в первый класс – в возрасте с 9 до 12 лет, во второй – с 10 до 13 лет, в третий – с 11 до 14 лет, в четвертый – с 12 до 15 лет. После окончания семи классов девушки имели право работать домашними учительницами. Восьмой класс был дополнительным, педагогическим: окончив его, гимназистки становились домашними наставницами (гувернантками).
– Женские гимназии давали законченное среднее образование. В отличие от гимназистов, выпускницы не могли поступать в университет. Но могли поступить на высшие женские курсы в Москве и Санкт-Петербурге. Но курсы не давали никакой специальности, а в дипломе курсисток не было указано, что они дают права на преподавание, – пояснил Юрий Пыльнев.
Среди известных выпускниц гимназии – художница Елена Киселева и писательница Ольга Жучкова (впоследствии взявшая псевдоним Ольга Кретова).
У каждой воронежской женской гимназии была своя форма, которая отличалась по цвету. По словам Юрия Пыльнева, у «мариинок» форма была коричневой – такая форма была характерна для казенных гимназий.
Краевед Ольга Рудева добавляет: готовую форму в гимназиях не выдавали, ее приходилось шить самим.
– Мамина подруга Капитолина Доровская, которая в детстве училась в Мариинской гимназии, рассказывала, что форма у «мариинок» была без талии, а юбка – прямая и в складку. Фигуру Капы такой фасон портил. Тогда ей пошили другой фасон – с юбкой- колокольчиком. Но стоило ей прийти в таком платье в гимназию, как ее тут же вызвали к директрисе. «Капитолина, что вы себе позволяете!» – отчитала она девочку. Юбку Капе пришлось перешивать, – рассказала Ольга Рудева.
Интересно, что при поступлении в воронежские частные гимназии девушки обязаны были взять с собой кровать, матрас, две подушки и даже набор серебряных столовых приборов!
В годы Первой мировой войны в Мариинской гимназии располагался военный госпиталь. Несмотря на это, гимназисток из учебного заведения не выселяли и гимназия продолжала жить своей жизнью. 19 декабря 1914 года военный госпиталь навестил император Николай II.
Встречу с императором запомнила бывшая гимназистка, Мария Гавриловна Добрякова, родная бабушка воронежской журналистки Евгении Томсон. В 1914 году Марии Добряковой было 10 лет.
– Бабушка вспоминала, что в день приезда Николая II на улице был сильный мороз. Руководство гимназии выставило девочек в одних формах на задний двор – встречать царя. Дирекция думала, что император приедет быстро. Но он все не ехал. Бабушка вспоминала, что ждать пришлось очень долго и все девочки ужасно замерзли. В конце концов, император, одетый в военный мундир, все же приехал и поприветствовал гимназисток, – рассказала Евгения.
Журналистка рассказала, что в гимназии девушкам давали всестороннее образование: ее бабушка умела играть на рояле и до самой старости разговаривала на немецком.
– Гимназисток заставляли держать ровную спину. Помню, что бабушка никогда не подметала пол веником – она привязывала к венику палку, чтобы не наклоняться. В лексиконе бабушки остались дореволюционные слова: к людям она обращалась «сударь» и «сударыня». Кстати, до самой старости бабушка одевалась элегантно и даже дома надевала шляпу, – вспоминает Евгения Томсон.
Бабушка Евгении вспоминала, что в гимназии устраивали вечера и балы – на них приглашали гимназистов из мужской гимназии, которая располагалась по соседству, в здании школы №28.
По словам внучки Марии Добряковой, в гимназии действовал драмкружок, где гимназисток учили актерскому мастерству. Занятия в нем пригодились Марии Добряковой уже вне стен гимназии, когда она выступала в любительском театре. Именно на его сцене 17-летнюю актрису увидел будущий муж – латвиец Макс Вильгельмович Томсон.
– Выпускницы Мариинской гимназии были видными женщинами. Они становились хорошими женами. Для бабушки гимназия была путевкой к счастливому замужеству, – отметила Евгения Томсон.
После 1917 года Мариинскую гимназию закрыли и преобразовали в семилетнюю 3-ю советскую трудовую школу. В 1924 году в здании разместился педагогический факультет Воронежского государственного университета, педагогический техникум и опытная школа.
Свои двери воронежцам здание открыло в ноябре 1945 года. Теперь оно называлось Окружным Домом офицеров Красной армии.
Сейчас здание бывшего Дома офицеров официально называется Домом молодежи, а большую часть помещений занимает государственное бюджетное учреждение Воронежской области «Областной молодежный центр».

