В центре Воронежа на проспекте Революции, 43, находится одно из самых красивых зданий Воронежа – бывшая гостиница «Бристоль» с одноименным рестораном. Сегодня этот памятник федерального значения в стиле модерн находится под охраной государства, но за свою сравнительно небольшую жизнь он пережил многое. Об истории дома рассказала краевед Ольга Рудева.
Гостиница «Бристоль» стала одним из первых зданий Воронежа в стиле модерн. Его построили в 1910 году. Смелость и отличный вкус архитекторов поражают.
В первом десятилетии ХХ века Большая Дворянская (сегодня – проспект Революции) уже была главной улицей города. Между строго элегантными особняками в стиле ампира и классицизма прогуливалась публика самого разного рода – от богатейших людей города до гимназисток. И вдруг среди этого спокойствия быстро – за год и три месяца – выросло яркое четырехэтажное, ни на что не похожее, бросающее всему вызов здание.
Создать такое могли только смелые люди, считает краевед Ольга Рудева. Михаил Фурманов – даже не архитектор, только инженер, который переводил на русский зарубежную литературу о новинках строительных технологий. Михаил Литвинов – крестьянин по происхождению, основавший товарищество огнеупорных изделий, мастерскую бетонных изделий и строительно-техническую контору, в которой трудился молодой инженер Фурманов. Третий – купец Александр Просвиркин, владевший складом сельхозорудий и машин.
Проектируя и строя «Бристоль», они использовали последние достижения в строительной технологии и архитектуре и не стеснялись продвигать собственный бизнес. «Бристоль» – гимн бетону и металлоконструкциям – и это в начале ХХ века, когда их производство только развивалось. Строители «Бристоля» одними из первых в городе применили для перекрытий ребристые железобетонные плиты. В здании установили электрические лифты — кухонный и пассажирский.
Авторы проекта необычно организовали четырехэтажное пространство. Первый этаж «Бристоля» отдали под магазин резиновых изделий: шин, обуви – о чем извещала огромная вывеска «Проводникъ» на крыше здания. Второй этаж занял ресторан: посетитель сидел за столиком перед огромными окнами и в любой момент мог выйти на изящный балкончик, посмотреть на город сверху вниз. Ресторан тоже был необычным. Кухня считалась делом грязным, и ее старались убрать с глаз посетителей, но в ресторане «Бристоля» ее вынесли в зал, отгородив от столиков огромным стеклянным витражом.
Два верхних этажа стали гостиницей, где даже шторы и багеты были в тон модерновому окружению. Народ хлынул в «Бристоль» толпами.
Первыми содержателями гостиницы были Степан Говсепиан и Оганес Тутель-оглу. В предреволюционные годы здание приобрели торговцы Варт-Бароновы.
После революции гостиница переживала непростые времена. Здание переходило из рук в руки: в конце 1917 года в «Бристоле» был местный штаб Красной гвардии, в октябре 1919-го – штаб 3-го Кубанского конного корпуса белогвардейского генерала Шкуро. После того как Воронеж отбили красные, «Бристоль» снова приютил их командование. В 1921 году размещавшийся в гостинице штаб 10-й стрелковой дивизии посетил писатель Аркадий Гайдар.
В книге Александра Акиньшина и Олега Ласунского «Записки старого пешехода» говорится о том, что события того времени сохранились в воспоминаниях полководца Семена Буденного, которые потом вошли в роман Алексея Толстого «Хождение по мукам». В октябре 1919 года Буденный написал письмо Шкуро с требованием немедленно сдать город. Доставить послание вызвался Олеко Дундич. Надев форму казачьего офицера, он доехал до гостиницы «Бристоль», вошел и вручил пакет белому генералу, после чего также беспрепятственно вернулся назад. Белые в городе продержались не больше месяца, после чего Семен Буденный занял его.
В 20-х годах в «Бристоле» располагалось Управление ЮВЖД, в 30-х снова оборудовали гостиницу – и в те времена у нее появился новый оттенок.
– Одна моя знакомая поделилась вот такими воспоминаниями. Ее бабушка в 20-30-е годы служила в богатой семье, которая жила на Сакко и Ванцетти. К 22 часам она ходила за выпечкой в булочную, что была возле театра. Идя по нынешнему проспекту Революции, она делала крюк, переходя на правую сторону улицы. Ведь порядочная девушка не должна была идти мимо «Бристоля» вечером! – рассказала Ольга Рудева.
До 1930 года здание использовали для военных нужд, потом после капитального ремонта в нем снова открыли гостиницу. В 1941 году в номерах отеля размещалась литературная интеллигенция. От бомбежек постояльцы укрывались в подвалах «Бристоля». Зайдя в город, немцы разместили в здании почтово-телеграфный узел.
После Великой Отечественной войны Воронеж едва не потерял это чудесное здание. «Ввиду антихудожественного вида дома, носящего разнузданный характер упаднической эпохи (стиль декаданс), предусматриваем решение о новом стиле», – писал академик архитектуры Руднев. «Новый стиль» предполагал снос балконов и уменьшение окон. К счастью, «буржуазное» здание не тронули.
Тем не менее годы не прошли для «Бристоля» без потерь. Во время войны был разбит и разрушен ресторанный витраж. Уже в наши дни владельцы здания заменили вековые решетки на балконах, ступени на парадной лестнице. До «черной» лестницы реставрация, к счастью, не дошла – здесь сохранились оригинальные, со времен постройки здания, лестница и кафель производства завода Беренгейма.
Впоследствии гостиница стала называться «Центральной», а ресторан при ней – «Москва». В 1994 году гостинице вернули ее историческое наименование – «Бристоль».
Сейчас в здании «Бристоля» находятся Государственная инспекция историко-культурного наследия, Федеральная служба судебных приставов, магазины, кафе, ателье и некоторые другие организации.
