В Воронеже есть уникальный музей – «Музей забытой музыки», здесь можно не только увидеть русские народные музыкальные инструменты, но и услышать, как они звучат. Музей находится в городском Дворце культуры на улице 9 Января, 108.
Он открылся в городе в 2007 году, входит в Союз частных музеев и коллекционеров России. На его создание Сергея Плотникова вдохновила супруга Инна. В 2003 году на Новый год она подарила мужу книгу Василия Бычкова «Музыкальные инструменты». В то время Сергей работал слесарем в доме-интернате и к музыке не имел никакого отношения. Супруга попросила, чтобы он сделал трещотку для детского лагеря.
Но Сергея Плотникова заинтересовал другой инструмент. Он решил изготовить волынку с кислородной подушкой.
– Я сделал все по чертежу, но инструмент не играл. Настроить его мне помог знакомый музыкант Константин Харитонов. На это у нас ушло четыре месяца! После я изготовил гусли, арфу и повез инструменты на бардовский фестиваль «Рамонский родник». Они вызвали огромный интерес у публики, люди подходили и спрашивали, что это такое, как играет? Тогда жена и предложила создать музей русских народных инструментов, – рассказал Сергей Плотников.
Мастер называет свой музей музыкально-мастеровой затеей, а миссию видит в том, чтобы познакомить людей с русскими народными инструментами. В «Музее забытой музыки» они не находятся под стеклом, их можно рассмотреть, потрогать и послушать их звучание.
В экспозиции представлены ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты. Здесь гусли, трещотки, колесная лира, гудки, волынки, калюки, сопелки и даже пилы, косы, рубель.
По словам Сергея Плотникова, это тоже своего рода музыкальные инструменты.
- Все, из чего можно извлечь звук, уже инструмент. Например, на любой кухне их огромное количество: кастрюли, ложки и т.д. , – смеется Сергей. – Даже печная заслонка может издавать музыку. Моя мама в юности плясала так под «Камаринскую» (русская народная песня).
Все представленные в музее инструменты мастер сделал своими руками. Сергей Плотников поделился, что для изготовления большинства русских народных инструментов достаточно подручных материалов. Например, духовые можно сделать из тростника, пустотелых трав.
Но есть в коллекции Сергея Плотникова инструменты, которые ему подарили. Например, мастер из Липецка Игорь Пашков в 2016 году передал в музей шарманку.
В «Музее забытой музыки» можно увидеть старинный инструмент – гусли лировидные.
Они относятся к XI-XII векам, а нашли их в Новгороде только после Великой Отечественной войны. На таких могли играть герои былин – Садко и Добрыня Никитич.
Некоторые музыкальные инструменты Сергея Плотникова звучат не только в его музее и на различных фестивалях в России, на них также играли в Голливуде!
Несколько лет назад музыкант из Москвы, который учился в США, купил у Сергея травяную калюку, потом гудок и несколько жалеек. Он привез их с собой в Голливуд, где подрабатывал звукорежиссером фильмов. Так инструменты воронежского мастера прозвучали в кинокартине «Орел девятого легиона».
В «Музее забытой музыки» можно увидеть балалайку, которую изготавливали из тыквы-горлянки. Сергей Плотников рассказал, что ранее инструмент был не треугольным, а круглым, с двумя струнами.
Описание такой можно встретить в поэме Николая Гоголя «Мертвые души»: «… два лица: женское, в чепце, узкое, длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси балалайки, двухструнные, лёгкие балалайки, краса и потеха ухватливого двадцатилетнего парня, мигала и щеголя, и подмигивающего, и посвистывающего на белогрудых и белошвейных девиц, собравшихся послушать его тихострунного треньканья».
В конце XIX века музыкант и руководитель первого оркестра русских народных инструментов Василий Андреев сделал балалайку академическим инструментом. Он же добился того, что военных в армии обучали игре на ней.
А вот на колесной лире играли только слепые музыканты. Инструмент был создан в XI веке в Европе. Его звучание напоминает волынку.
Колесная лира была популярна на Украине, в Белоруссии и на юге России.
- В Курской, Орловской и Воронежской губерниях подобные можно было увидеть вплоть до 1970-х годов. Слепые музыканты зарабатывали игрой на таком инструменте. Исполняли в основном духовные песнопения. У музыкантов были свои поводыри. Так, дедушка сказительницы Анны Корольковой семь лет водил лирника, – рассказал Сергей Плотников.
Во время экскурсии по музею можно узнать много нового и интересного о музыкальных инструментах. Оказывается, волынка –– это русский инструмент, изготовленный из мешка.
¬ – Такие есть в разных странах, но называются иначе. В Шотландии волынка – это бэгпайп. Кстати, традиционной песней Воронежской губернии была «Ударила дубинка, загудела волынка», – пояснил Сергей Плотников.
В «Музее забытой музыки» никогда не бывает пусто и тихо. Среди посетителей не только музыканты. Сергей Плотников признается, что ему нравится открывать гостям мир старинной музыки.
Для посещения музея нужна предварительная запись по телефону 8 (950)-761-91-12.






