музеи

Наряды и быт крестьян Воронежской губернии: этнографический музей ВГУ

Воронежская обл, г Воронеж, пл Ленина, д 10
Фото Виктории Курляндской / Эльвира Пархоц

Музей народной культуры и этнографии находится возле Кольцовского сквера, в корпусе филологического факультета Воронежского государственного университета. Здесь собрана богатейшая коллекция старинных костюмов Воронежской губернии, народных игрушек и предметов крестьянского быта: вышитых рушников, самопрялок, чугунных утюгов, маслобоек, кухликов и крынок – глиняных горшочков и кувшинов. Есть и уникальные «неканонические» иконы, написанные простыми верующими в советские годы.

Жар-птицы в снежном поле

Комната, где хранятся старинные костюмы, напоминает шкатулку с драгоценностями: за неприметной дверью – сверкающие золотые узоры, ярко-красные платки, похожие на застывший огонь, белоснежные рубахи с чёрной вышивкой... Удивительно, но краски почти не выцветают, хотя многим экспонатам больше ста лет. Например, фабрика Барановых, выпускавшая знаменитые платки, которые очень любили в воронежских сёлах, закрылась сразу после Октябрьской революции. Но «барановские» платки до сих пор выглядят как новые, а их современные копии кажутся поблёкшими.

Фото Виктории Курляндской / Фото Виктории Курляндской

– Музей основан в 2007 году, во многом благодаря нашему фольклористу Татьяне Фёдоровне Пуховой: тогда университет выделил нам две аудитории. Но сами экспонаты начали собирать намного раньше – в фольклорных и диалектологических экспедициях, куда студенты и преподаватели ездят каждый год, – рассказала заведующая музеем, старший преподаватель Елена Александровна Грибоедова. – В 1990-е деревенские жители поняли, что молодёжь уже не будет носить по праздникам народную одежду и передавать её из поколения в поколение. Поэтому и стали отдавать костюмы в музеи.

Не существует единого «воронежского народного костюма»: в каждом районе и даже селе он был особенным, потому что наш край заселялся выходцами из разных губерний. Работники музея стараются полностью «собрать» костюм того или иного села, не добавляя чужеродных деталей:

– С костюмами воронежско-белгородского пограничья (сейчас это Красногвардейский, Красненский и Алексеевский районы Белгородской области, а раньше они входили в состав Воронежской губернии) нам особенно повезло. Их нам передала дочь золотарки. Так называли мастерицу, которая делала сорóки и вышивала их золотыми нитями.

КСТАТИ

Сороки с золóтным шитьём – головные уборы, похожие на жар-птиц. Их носили молодые замужние женщины, обычно до рождения первого ребёнка. Часто сороку украшали золотистыми кругами, напоминающими солнца, а внутри неё были спрятаны рожки – на них наматывали волосы. По мнению учёных, солнечные круги и рога – одни из древнейших символов плодородия.

– Впервые сороку надевали после венчания. Сам обряд – смена головного убора – назывался «повивание». В некоторых сёлах повивали прямо в церковном притворе – небольшом помещении около входа, – пояснила Елена Александровна. – Сороки были дорогими, их могли даже взять напрокат: считалось, что если девушка выходит замуж без сороки, то она совсем бедная.

По обычаям воронежско-белгородского пограничья, на венчании и после него девушка должна быть в богато украшенной понёве – шерстяной домотканой юбке особого кроя. Эту нарядную понёву называли «колода», потому что сплошная ярко-красная вышивка делала её жёсткой, почти стоячей.

Рядом со свадебным нарядом в музее – праздничный костюм пожилой женщины. Её понёва тоже украшена вышивками, но в них намного меньше красного. А на рукавах её рубахи вместо чёрного узора появляются белые кружевные вставки – фербóты. Чем старше становилась женщина, тем больше было этих белых вставок.

– Есть предположение, что вышивка в виде ромба с точками внутри, как на рукавах нашей молодой женщины, означает засеянное поле, – добавляет Елена Александровна. – Похожие узоры характерны для многих земледельческих культур, не только для русской.

В народных песнях старость часто сравнивается с зимой. Белое кружево на белоснежной рубахе действительно напоминает зимнее поле. В музее сохранилась «горюшная» рубаха – полностью белая: её надевали перед замужеством, прощаясь с прежней жизнью, и в ней же было принято хоронить. Но традиция перестала соблюдаться, поэтому «горюшную» рубаху отдали в дар музею.

Воронежская Москва и северные отголоски

Костюмы воронежско-белгородского пограничья не имеют аналогов в других регионах. Но в некоторых районах Воронежской области можно определить по костюму, откуда родом были предки местных жителей. Например, в XVIII веке на воронежскую землю переселяли крестьян из московских окрестностей. Они привозили свои наряды, говоры и названия. Так появились сёла Московское (сейчас это часть села Каширское) и Можайское Каширского района.

Фото Виктории Курляндской / Специально для проекта "Культурный регион. Воронеж"

– Их отличают по красным вышивкам на рубахах и фартуках. А какие у них длинные рукава – до колен! В такой праздничной рубахе не поработаешь, и выражение «работать спустя рукава» наверняка появилось отсюда, – улыбается Елена Александровна. – А у переселенцев из Рязани костюм другой расцветки – он распространён в Бутурлиновском районе. Когда мы приезжаем в рязанский музей, то удивляемся: это же наши бутурлиновские костюмы!

В Каширском районе понёвы были красными, в Нижнедевицком и Семилукском – чёрными в крупную клетку, в Бутурлиновском – тоже чёрными, но в мелкую клеточку и притом плиссированными. Плиссировка делалась с помощью хлеба: вначале складки закрепляли иголкой и ниткой, затем понёву опускали в корыто, накрывали плотной тканью, а сверху клали горячий хлеб и укутывали. Точно так же делали плиссировку на шейном украшении, которое называлось «лопух».

Совсем иначе выглядят костюмы из южных районов Воронежской области, где живут потомки казаков-черкасов. Их рубахи расшиты крупными цветами, похожими на маки, а понёв здесь не носили: вместо них – однотонные юбки.

Фото Виктории Курляндской / Специально для проекта "Культурный регион. Воронеж"

В музее есть и удивительные костюмы Таловского и Аннинского районов – сарафаны из дорогой ткани, в которые наряжались замужние жительницы Русского Севера и некоторых районов Центральной России. В аннинских сёлах Новый Курлак, Бродовое, Хлебородное до сих пор сохранился и «северный» окающий говор.

Сохраняя веру

Другое помещение музея напоминает сказочную избушку. Здесь стоит большая русская печь. В её чёрном устье теснятся пузатые чугунки. На «судней лавке», где хранили посуду, расставлены глиняные горшочки. Рядом – длинные ухваты-рогачи и лопаты для хлеба. На печной полке сушится душистый чабрец. Лишь дотронувшись до печи, понимаешь, что она из гипса.

Фото Эльвиры Пархоц / Фото Эльвиры Пархоц

Посреди комнаты – старинный ткацкий стан с бёрдышками. Это большие и маленькие гребни, с помощью которых вручную изготавливали ткань. Отсюда произошла фамилия «Бердников» – бердниками звали мастеров, делавших такие гребни.

Вокруг ткацкого стана столпились причудливые колёсные прялки. Почти в каждом селе, куда студенты-филологи приезжают с экспедицией, им дарят прялку. Одна из них выделяется своим видом – массивная, чуть потрескавшаяся, с тёмным колесом, вырезанным из цельного куска дерева. На ней этикетка: «Привезена из заброшенного дома Долгих Марии Николаевны (1932 г. р.), с. Нижняя Байгора Верхнехавского р-на, в 2008 г.».


Здесь собрана и уникальная коллекция рушников – вышитых полотенец. Рушниками не вытирались, их вешали на иконы или дарили «на дальнюю дорогу». Само слово «рушник» существовало не во всех воронежских говорах: например, в сёлах Эртильского и Рамонского районов такие изделия назывались полотенцами, а в селе Никоново Верхнехавского района рушником могли назвать даже обычное кухонное полотенце.

На лавке возле накрытого стола выстроились в ряд чугунные утюги – от крошечного, в пол-ладони (им разглаживали оборки на рукавах), до самого крупного с крышкой и толстой трубой: внутрь насыпали горячие угли.

Фото Виктории Курляндской / Специально для проекта "Культурный регион. Воронеж"

– А в этой части комнаты – вещи, которые хранились в сенях или амбаре. Ступа, маслобойки, се́валка (корзина, куда насыпали зерно для сева), рогатые вилы для высоких стогов... Эти вилы нам подарил исторический факультет. Вот разбитое корыто, возле которого сидела старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке». А это – машина для интенсивной стирки в реке, – показывает Елена Александровна ребристую толстенькую скалку. – Она называется валёк.

Из «красного угла» смотрят старинные иконы, украшенные фольгой и бумажными цветами.

– Иконой Божией Матери благословляли девушку на свадьбу, – рассказывает Елена Александровна. – А некоторые иконы в музее – неканонические. Одну из них мы привезли из Павловского района два года назад. На холсте изображены Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой, хотя в канонической православной иконописи не принято изображать Бога Отца.

Такие «самодельные» иконы отражают народную веру. В годы гонений они помогали её сохранять.

Для того, чтобы посетить музей, нужно обратиться в его группу «ВКонтакте»: https://vk.com/muzeivsu (написать в чат группы или лично заведующему – Елене Грибоедовой). Вход бесплатный, с собой нужно взять паспорт или удостоверение.

Контакты
Адрес:
Воронежская обл, г Воронеж, пл Ленина, д 10
Воронежский государственный университет, корпус №2

также рекомендуем

«Культурный регион»
во «вконтакте»

@culturalregion36

Вступить в группу

«Культурный регион»
в «Telegram»

@cultreg36

Вступить в группу