Петр I постановил: «Морским судам быть!». С той поры свою историю ведет военно-морской флот России. И Воронеж непосредственно связан с этим событием. Кроме того, здесь появился первый линкор страны «Гото Предестинация», а в 2014 году его реплика пришвартовалась к Петровской набережной. Корреспонденты «Культурного региона» прогулялись по палубам корабля-музея «Гото Предестинация». Погрузиться в тайны судна помогла заведующая отделом «история создания Российского флота» музейного комплекса «Петровский остров» Елена Селезнева.
Детище Петра I
Всю свою историю Россия стремилась получить выход к незамерзающим морям, чаще всего правители страны разрабатывали планы по присоединению земель вдоль Балтийского или Черного морей. В конце XVII века Петр I решил пробиваться к южной акватории, однако, для этого требовался выход в Азовское море – ключом к нему была турецкая крепость Азов. После первого неудачного похода на Азовский бастион в 1695 году стало ясно, что без флота невозможно овладеть крепостью. Поэтому ранней весной 1696 года на Воронежской верфи закипела работа и уже в апреле первые корабли пустились в путь. Азов был взят, но царь чувствовал, что для полной победы нужен регулярный военно-морской флот и в октябре 1696 года Петр и Боярская дума постановили «Морским судам быть».
И вновь в Воронеже, как никогда началась работа: со всей страны сюда привезли плотников, столяров, кузнецов, резчиков. Азовский флот нуждался в новых кораблях, усиленных многочисленными пушками. В 1698 году Воронеж вновь посетил Петр I, он из дипломатического путешествия «Великое посольство» привез идею заложить двухпалубный 58-пушечный линейный корабль по английскому проекту, но с личными доработками.
– Наименование «линейный корабль» идет от манеры ведения боя. Во время боевых действий такие суда выстраивались в линию, это позволяло выполнять залп из всех бортовых орудий и наносить наибольший урон противнику, – объяснила Елена Селезнева.
Строительство судна началось 19 ноября 1698 года, корабль царь назвал «Гото Предестинация» – от немецкого Gott – «Бог» и латинского praedestinatio – «предопределение». В отсутствие Петра строительные работы возглавили корабельные мастера той эпохи Федосей Скляев и Лукьян Верещагин. Гото Предестинация – не только первый линейный корабль России, но и один из первых кораблей, построенных без участия иностранцев. Линкор был спущен на воду 27 апреля 1700 года.
– Гото Предестинация – это один из самых прогрессивных кораблей того времени, более того, царь Петр заложил в него много технологических новшеств, которые придумал сам. Главная из них – это форма киля (продольная балка, расположенная посередине днища судна, соединяющая нос и корму корабля – Прим. ред.). Он состоял из двух брусьев, скрепленных между собой подвижными ершами. Если корабль садился на мель, нижний брус скользил и отстегивался. То есть корабль мог идти дальше, не получив пробоины. В иностранных флотах такое новшество появится спустя 140 лет. В Англии – на закате парусного флота. У нас в начале XVIII века изобрел царь Петр I, – рассказала Елена Селезнева.
Первый линкор не принимал участия в сражениях, а нес службу на Азовском море. Ведь главная задача была в присутствии и устрашении противника на акватории, у Турции, кстати, не было линкоров, предполагалось, что на Азовском море из-за мелководья их невозможно держать.
Судьба Гото Предестинации – печальна. В 1711 году Петр со свитой принимал участие в безуспешном Прутском походе. По мирному договору Россия, чтобы примириться с Турцией, вынуждена была вернуть Азов, срыть укрепления в Таганроге, затопить или сжечь корабли. Но у царя не поднималась рука уничтожить Гото Предестинацию и еще три корабля, их было решено продать Турции. Свою жизнь первый линкор России закончил уже в рядах турецкого флота под именем «Капудание Московии» в 1718 году.
От идеи музея до воплощения
В 2009 году Алексей Гордеев стал губернатором Воронежской области и посетил местный Краеведческий музей. Он был поражен историей региона. Глава области решил, что городу-колыбели военно-морского флота России мало иметь Успенскую церковь, памятник Петру I и Адмиралтейскую площадь, а нужен корабль-музей. Задуманное удалось реализовать в 2014 году.
Фактически проект воплощался в жизнь с 2010 по 2014 годы, процесс усложнялся из-за новых требований 2011 года к речным пассажирским судам, ведь копия Гото Предестинации – пассажирский теплоход.
– Сначала на Павловском судостроительном заводе был создан металлический каркас той части, что ниже ватерлинии (линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна – Прим. ред.). Основание пришло своим ходом из Павловска по Дону и пришвартовывалось к Адмиралтейской площади. А деревянная часть изготавливалась мастерами карельской верфи «Варяг». Они специализируются на создании исторических кораблей. Не далеко от места, где сейчас стоит корабль был строительный пирс, на котором судно и собиралось, – показала Елена Селезнева.
К слову, сейчас судно редко совершает плаванья, если только во время испытаний или каких-то торжеств. Так, например, в 2022 году к 350-летию Петра Великого корабль принимал участие в световом шоу, отчалил от Адмиралтейской площади и прошелся по Воронежскому водохранилищу.
Внешний вид реплики полностью соответствует оригиналу, сохранены все размеры, цветовая гамма и резьба по дереву. Сходства удалось добиться благодаря гравюре Адриана Шхонебека и акварели Питера Бергмана. А для понимания подлинного внутреннего убранства, к сожалению, мало исторических источников.
– Знаем только про каюту капитана, что была обшита ореховым деревом и присутствовала позолоченная резьба. Все, более ничего. Чтобы создать интерьеры копии, изучали внутреннее убранство голландских, английских кораблей, а также дворцов Петровской эпохи. Например, рисунок паркета – это реплика из дворца Александра Меншикова в Санкт-Петербурге, – поясняет Елена Селезнева.
Пушек в музее тоже, естественно, не 58, а гораздо меньше, иначе бы не разместить другие экспонаты. Орудия, которым не хватило места на судне, установлены на Адмиралтейской площади.
Тем не менее, реплику исторического корабля облюбовали режиссеры, здесь проходили съемки фильма «Гардемарины 1787. Война» (12+), сериала «Екатерина. Взлет» (12+) и документально-игрового кино «Нулевая мировая» (18+).
На борту судна
Всего в музее четыре основных помещения: каюта капитана, кают-компания, батарейная палуба и трюм. Наш тур начался с каюты капитана. В ней кроме главы экипажа судна, размещались нескольких офицеров. А также здесь проходили сборы руководящего состава корабля и обсуждались самые значимые вопросы.
Все обитатели судна, как правило, спали на лавках или гамаках (их мы увидели в других помещениях). А капитан отходил ко сну на кровати, только она необычная – небольшого размера, будто предназначенная для ребенка. Дело в том, что Петр I, путешествуя по Европе привез оттуда привычку спать в кровати-шкафу. Это такое сооружение по типу комода с дверцами, правда, на Гото Предестинации не дверцы, а занавески. Считалось, что такие маленькие места для сна могут защитить от холода, а также витал миф о пользе сна в полусидячей позе.
– Гости часто спрашивают: «Почему кровать такая маленькая?», вспоминают, что рост царя Петра был два метра четыре сантиметра. Но на самом деле царь никогда не был капитаном этого корабля. Он его только создал. Размер кровати связан с тем, что в тот период было принято спать полусидя, под голову и поясницу подкладывали большое количество подушек. Такая поза считалась полезной, ее рекомендовали западноевропейские врачи, – рассказала Елена Селезнева.
Рядом с кроватью располагается рабочее место капитана: секретер, совмещающий в себе письменный стол и книжный шкаф. За длинным столом, где и проходили переговоры команды, на судне-музее восседает царь Петр – манекен, отражающий внешний облик будущего императора. На столе гравюра Адриана Шхонебека, акварели Питера Бергмана и чертежи разных кораблей.
В одной из витрин каюты представлен макет воронежской кораблестроительной верфи с судами и Успенским храмом.
Команда корабля состояла из 253-х человек, 12 из них были офицеры. Большинство из них жили в кают-компании. На корабле-музее в этом помещение отдыхает на гамаке манекен матроса-денщика. Под потолком весит клетка с чучелом птицы – эти животные были единственным развлечением обитателей судна.
Привлекло наше внимание множество икон.
– Нам известно по описи 1711 года, что на этом корабле была походная церковь. Но чаще на русских кораблях почиталась икона Николая Чудотворца, который считается покровителем путешественников и мореплавателей, – объяснила Елена Селезнева.
В кают-компании также находился длинный стол, предназначенный для приема пищи, поэтому здесь же была и печка, но создатели музея последнее сооружение перенесли в трюм.
Батарейная или орудийная палуба, находилась под верхней, в ней располагалась большая часть артиллерии. Здесь было 26 пушек из 58, самые крупные весили полторы тонны. На каждое орудие приходилось по три пушкаря. В бочках и бочонках хранился порох, в ведрах могла быть картечь (артиллерийский снаряд, начиненный круглыми пулями – Прим. ред.), вода или уксус для охлаждения орудий.
Во время боя все помещение наполнялось дымом, для вентиляции существовали рустерные решетки, разделявшие эту палубу с верхней.
– Такое перекрытие пропускало свет, искусственного освещения здесь не было, поскольку большое количество пороха. Плюс в трюм тоже какое-то освещение проникало. Еще эти решетки снимались и можно было поднимать или опускать какие-то тяжелые грузы, бочки или пушки, потому что по таким трапам это сделать невозможно, – объяснила Елена Селезнева.
Трюм музея красиво оформлен: много ветрин, макетов, манекенов в форме, с потолка свисают кованные фонари, а также разместилась печь. На самом деле во времена Петра здесь было темно, сыро и плохо пахло. В трюме стояли съестные припасы и держали кур, свиней, кроликов, а также другую живность, пригодную для приготовления блюд.
Христианские мотивы
Создатели и руководители корабля, а также матросы были суеверными людьми, поэтому во внешний облик судна закладывалось множество оберегов с христианскими и мифическими посылами. На носу корабля – лев в императорской короне, которого обнимают два ангела. Такая аллегория защиты царской власти Богом. А со стороны кормы красивое резное панно, в центре которого медальон, изображающий коленопреклоненного апостола Петра, к нему на лодке плывет Иисус Христос, а над ними летит голубь. Здесь же лента с надписью: «На сем камне созижду церковь мою».
– Это такая отсылка к Библии. Как Иисус Христос на апостоле Петре закладывал будущую церковь, так и царь Петр хотел, чтобы этот корабль стал камнем в основании будущего российского военно-морского флота, – поделилась Елена Селезнева.
Сейчас корабль-музей переживает реорганизацию и переходит под непосредственное ведомство министерства культуры Воронежской области.
Музей пользуется бешеной популярностью и попасть в него довольно сложно, но можно. За 2024 год корабль посетило более 42 тыс. человек. Учреждение культуры работает круглый год, только в зимний период из-за наледи может закрываться на несколько дней ради безопасности посетителей.
С 1 октября по 30 апреля музей работает по зимнему графику с 10:00 до 18:00. Понедельник, вторник – выходные дни. В летнее время музей начинает работу на час раньше и закрывается на час позже, выходной день – понедельник. Приобрести билеты можно на сайте или в кассе музея. В выходные или праздничные дни – это лучше сделать с утра. Сотрудники музея выкладывают билеты еженедельно в понедельник после 14:00.








