музеи

Отдых с теплом банных традиций

Воронежская обл, Рамонский р-н, рп Рамонь, Коммунальный пер, зд 4а
Фото Ирины Ур / Автор Ирина Ур

Балалайка, матрешка, кремлевские башни — и, конечно, баня. Эти символы давно стали частью образа России, узнаваемого во всем мире. Чтобы по-настоящему прочувствовать, какое место баня занимает в нашей истории и быте, достаточно приехать в Рамонь - здесь работает единственный в стране Музей русской бани. Корреспондент «Культурного региона» пообщалась с основателем комплекса «Рамонские бани» и автором музейного проекта Дмитрием Федоровым.

Фото Ирины Ур / Фото Ирины Ур

Новое на старом месте

Музей русской бани занимает часть комплекса «Рамонские бани». Хотя сегодня это популярное туристическое место, сам проект достаточно молодой - в этом году музей отмечает пятилетие.

- На самом деле, его история началась куда раньше - с постепенного возрождения здания, которое долгие годы оставалось невольным свидетелем жизни поселка, - сказал Дмитрий Александрович.

Фото Ирины Ур / Фото Ирины Ур

Здание рамонских бань давно вписано в рамонский ландшафт. В начале 1980-х здесь открылась районная общественная баня. Но к концу прошлого века ее ждала та же судьба, что и многие учреждения: работа остановилась, жители забыли дорогу к старым дверям, и здание медленно, почти бесшумно стало превращаться в призрак. Выбитые окна, осыпавшаяся штукатурка, мусор, принесенный ветром и людьми, - так выглядела баня в 2008 году, когда она попала в руки Дмитрия Александровича.

Фото Ирины Ур / Фото Ирины Ур

Он приобрел здание по целевому назначению - для восстановления общественной бани. Стояла непростая задача: вернуть жизнь, вдохнуть тепло в стены, которые давно утратили голос. И начинать пришлось почти с нуля. Мусор вывозили, укрепляли перекрытия, прокладывали новые коммуникации, заново собирали пространство.

Фото Ирины Ур / Фото Ирины Ур

- Раньше здесь стояли старые электрические печи. Мы решили делать газовую. Такие в банях лет пятьдесят никто не строил - задача была непростой. Но теперь это наше большое преимущество. Печь мы зовем Марусей – моя Русь. Весит она 25 тонн, внутри три тонны чугуна, — рассказывает Дмитрий Федоров.

В 2011 году обновленная общественная баня распахнула двери для посетителей. Позже здесь появился фитнес-центр, затем - две номерные бани.

Рождение музея

С самого начала этому делу было суждено стать семейным. Все, что происходило с банным комплексом, Дмитрий Александрович делал не в одиночку - рядом всегда была его супруга, Елена Валентиновна. Неудивительно, что и идея будущего музея родилась в разговоре. В десять лет назад они впервые задумались: что же делать с последним неосвоенным пространством здания? Третий этаж, чердак, терпеливо дожидался своего часа. Он был просторным, но полностью заваленным строительным мусором. Дмитрий и Елена Федоровы видели в этом хаосе чистый лист, из которого может вырасти что угодно. Но что именно? Какой образ сможет ожить здесь под самой крышей?

Фото Ирины Ур / Фото Ирины Ур

- Мысль о музее впервые появилась примерно в 2015 году. Наш друг Роман Наливкин, организовавший антимузей «Бирюльки», сказал: придумайте что-нибудь по-настоящему русское, продолжите традицию, - вспоминает Дмитрий Александрович. - И эта мысль щелкнула. Русская баня… ведь это целый мир.

И Федоровы отправились в путешествие - по городам, музеям, старым кварталам, людям. Они смотрели, как работают интерактивные экспозиции, как вовлечь современного человека. К разработке концепции подошли основательно: поднимали материалы о старинных предметах, изучали традиции русской бани, особенности банного дела, забытые ритуалы и бытовые мелочи. Общались с рамонскими краеведами, среди них - Вера Смирнова.

Но чтобы музей получился живым, ему требовалась опора на личную историю. Именно в этот период Дмитрий Александрович стал изучать свою родословную. Вдруг всплыла деталь, которая была тем самым недостающим паззлом.

Фото Ирины Ур / Фото Ирины Ур

- Когда начал изучать родословную, выяснил, что мои прадеды были купцами, - рассказывает он. - Торговали кожей, текстилем, держали небольшие производства. Их расцвет пришелся на самое начало прошлого века. И тут я понял: это же невероятный параллельный пласт… Ведь в те же годы в Рамони активно развивались хозяйства Ольденбургских. Эта историческая рифма оказалась ключом.

В гостях у купца

Федоровы подумали: а что, если отправить гостей в прошлое - скажем, в 1903 год - и позволить им не просто смотреть, но становиться участниками истории? Подать все не как выставку, а как маленький спектакль, где каждый зритель — соучастник действия. Так возникла идея театрально-иммерсивного формата.

Из этой мысли и родился живой музей русской бани — пространство, в котором переплелись две линии: судьба предков Дмитрия Александровича и история рамонской земли; реальность и художественный вымысел.

Помещение стилизовали под купеческую гостиную начала ХХ века. Здесь нет ни музейной тишины, ни холодных витрин. Большие дубовые столы, широкие лавки, сундук из семейной коллекции. У стены — восстановленный буфет начала XX века, подарок от благодарных рамонцев. На стенах — картины; часть из них написаны старшей дочерью Федоровых, Александрой.

— Что-то мы покупали сами, — говорит Дмитрий Александрович, — а что-то люди приносили. У кого-то на чердаке хранился старый ковш, у кого-то — бабушкина скатерть, у кого-то — пожелтевшая фотография.

Позже в гостиной появился аккуратный стеллаж с традиционными богородскими игрушками - резными деревянными фигурками из липы или осины, изображающими животных, людей или композиции из крестьянской жизни. Многие из них - подвижные, с элементами механики, например оснащенные шариком – балансиром или кнопкой.

Игрушки разрешают аккуратно брать в руки и играть, чему радуются и дети, и взрослые.

Фото Ирины Ур / Фото Ирины Ур

Диалог с гостями

Но главная изюминка - театрализованные интерактивные программы. Сейчас их четыре, каждая – самостоятельная история.

«Рождественская елка» проводится перед новогодними праздниками и на них. Следом, в феврале или марте – масленичная программа «Was ist das Масленица?», «как царь Петр в баню ходил» и «немец в русской бане» в основном проводятся весной и осенью.

К слову, последняя названная программа, «немец в русской бане», была презентована первой. В 2020 году впервые перед зрителями появился немецкий кондитер Карл фон Мюллер - сотрудник фабрики Ольденбургских. По ошибке его привозят не в гостиницу, а в дом купца Федорова, расположенный… в здании Рамонских бань.

- Он никогда не был в бане, но много слышал. А в Европе в те времена почти не мылись — даже врачи считали, что это вредно. Мы рассказываем ему и зрителям, что такое русская баня, как мылись наши предки, - говорит Дмитрий Александрович.

Сценарии всех программ Дмитрий Александрович продумывал и писал сам, а затем дорабатывал вместе с профессионалами. У каждой истории — свои секреты, шутки и игры, но есть и общее: действие всегда развивается по нескольким локациям. Сначала гости собираются в купеческой гостиной, где их встречают хозяева и первые персонажи. Затем все переходят в просторную комнату со старинными предметами - здесь проходят активные игры, эстафеты и задания. После этого участники возвращаются в гостиную - и внезапно перед ними открывается скрытая до того момента зона: банная комната. А завершает каждую программу уютное чаепитие - с ароматным иван-чаем и домашним вареньем, которое готовит Елена Валентиновна.

Рады всем

Актерами выступают и артисты районного центра культуры, и педагоги, и сама семья Федоровых. В нескольких программах активное участие принимают не только Дмитрий Александрович и Елена Валентиновна, но и их младшая дочь, Ольга.

— Услышав слово «музей», почти никто не ожидает, что ему предстоит участвовать в сценках, переходить из локации в локацию, играть, - говорит Дмитрий. - Особенно школьники: они приходят уверенные, что будут просто сидеть и слушать. Но наш музей — про вовлечение. Про живое общение, которого в современном мире гаджетов и технологий становится все меньше. Традиции забываются, дети уже не знают элементарных вещей, в том числе и банных ритуалов, которыми когда-то жила каждая русская семья. Мы стараемся вернуть это, но сделать это мягко, ненавязчиво.

Идея эта пришлась по душе самым разным посетителям. За пять лет своего существования проект полюбили местные жители и гости района — и есть те, кто возвращается сюда по несколько раз. Точные цифры никто не считал, но Дмитрий Александрович с уверенностью говорит: музей русской бани посетили тысячи человек. Сюда привозят целые классы, организуются школьные экскурсии. Параллельно музей сотрудничает с туристическими агентствами, благодаря чему посетители приезжают из многих городов - иногда даже из отдаленных уголков страны.

В основном программы ориентированы на школьную аудиторию, но и взрослым здесь интересно. Однажды в музей приехали молодожены сразу после росписи, чтобы вот так необычно отметить важный день.

Фото Ирины Ур / Фото Ирины Ур

- Во всем этом главное - чтобы тебе поверили, - говорит Дмитрий Александрович. - Чтобы люди, которые пришли в гости к купцу, действительно приняли правила игры и поверили в то, что происходит вокруг. Тогда мы все в выигрыше. Только в этом случае оживет прошлое, вновь наступит 1903 год, и в гости к купцу обязательно кто-нибудь нагрянет.

Контакты
Адрес:
Воронежская обл, Рамонский р-н, рп Рамонь, Коммунальный пер, зд 4а

также рекомендуем

«Культурный регион»
во «вконтакте»

@culturalregion36

Вступить в группу

«Культурный регион»
в «Telegram»

@cultreg36

Вступить в группу