маршрут

Место встречи - парк "Орленок"

Маршрут посвящён знаменитым именам литературного Воронежа и выстроен по кольцу вокруг парка.
архив библиотеки / Чеглова Жива
Обложка маршрута
  1. Писатель Самуил Маршак. Первомайский сад
  2. Писатель Иван Бунин. Здание Дворянского собрания
  3. Писатель Андрей Платонов. Редакция журнала "Железный путь"
  4. Центральная городская библиотека им. А. П. Платонова (абонемент)
  5. Дом, где снимала квартиру семья поэта Осипа Мандельштама
  6. Дом, где жил поэт Анатолий Жигулин
  7. Дом, где жил писатель Гавриил Троепольский
  8. Парк "Орлёнок"
  9. Центральная городская библиотека им. А. П. Платонова (читальный зал)
Пешеходный
Тип маршрута
0:001:54

Парк «Орленок» располагает для встреч в тени деревьев и для прогулок по извилистым тропинкам к уединенным скамейкам.

Библиотеки Воронежа приглашают вас на встречу с историей.

Располагайтесь удобнее и слушайте, как бьется литературное сердце города. В этом ритме, в радиусе вашей прогулки, наши герои встречались со своей судьбой, с бывшей любовью и новой профессией, помогали друг другу и вдохновляли на дальнейший путь.

Аудиогид построен таким образом, что вы можете прослушать его не сходя с места. Достаточно расположиться на скамейке одной из уютных зон Парка, и вы услышите истории об объектах, которые находятся в зоне досягаемости вашего взгляда.

Все точки маршрута выстроены по кольцу вокруг Парка, обойти которые можно в течение часа.

Аудиогид состоит из шести небольших новелл, посвященных знаменитым именам литературного Воронежа:

1 – Самуил Маршак, 2 – Иван Бунин, 3 – Андрей Платонов, 5 – Осип Мандельштам, 6 – Анатолий Жигулин 7 – Гавриил Троепольский.

8 герой – собственно Парк – свидетель многих событий, о которых говорится в аудиогиде

4 и 9 новеллы посвящены Платоновке (Центральной городской библиотеке им.А.Платонова) – автору данного маршрута

1
Писатель Самуил Маршак. Первомайский сад
В Первомайском саду, на месте нынешнего Благовещенского храма, и произошла встреча будущего поэта с музыкой.
Воронежская обл, г Воронеж, пр-кт Революции, д 14в
архив библиотеки / Чеглова Жива
Вид на Первомайский сад
0:000:34

Перед вами обновленный дизайн Детского парка. Подключайте воображение и переноситесь в XIX век. Со стороны улицы Феоктистова в 1845 году был открыт Михайловский кадетский корпус. Прямо перед ним, на месте нынешнего парка, где сейчас прогуливается городская публика, два века назад располагался плац, по которому и в летний зной, и в морозную зиму под наблюдением командиров маршировали воспитанники военно-учебного заведения.

А местом для отдыха воронежцам в конце XIX- начала XX веков служило место не далеко от той точки, где мы с вами находимся. Взгляните на Центральный вход парка. В той стороне высятся купола Благовещенского кафедрального собора. Мысленно сдвигаем в сторону храм, «высаживаем» сад и подключаем фонтан. Сделали? А теперь представляем двух маленьких мальчиков в новеньких пальтишках с пелеринками, которые братьям своими руками сшила мама. Этим малышам устроили праздничную поездку в центр города. В одном из мальчиков мы можем узнать четырехлетнего Самуила. Это будущий знаменитый детский поэт. Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже в слободе Чижовка. Да, такая пелеринка на фабричной окраине привлекала насмешливое внимание рабочей ребятни. Но очень уместно новенький наряд смотрелся в Первомайском саду. В том парке был открыт первый в городе фонтан, работала бильярдная и Летний театр, в котором блистала знаменитая в те времена актриса Мария Ермолова, раз в неделю играл духовой оркестр.

В Первомайском саду, на месте нынешнего Благовещенского храма, и произошла встреча будущего поэта с музыкой. Настолько трогательная и запоминающаяся, насколько это может быть именно в детские годы.

В автобиографической книге «В начале жизни» С. Маршак вспоминал:

«В другой раз нас повезли в Городской сад, где в круглой беседке играли военные музыканты. У меня дух захватило, когда я впервые услышал медные и серебряные голоса оркестра. Весь мир преобразился от этих мерных и властных звуков, которые вылетали из блестящих, широкогорлых, витых и гнутых труб. Ноги мои не стояли на месте, руки рубили воздух. Мне казалось, что эта музыка никогда не оборвется... Но вдруг оркестр умолк, и сад опять наполнился обычным, будничным шумом. Все вокруг потускнело – будто солнце зашло за облака. Не помня себя от волнения, я взбежал по ступенькам беседки и крикнул громко – на весь городской сад:

- Музыка, играй!»

Звук: духовой оркестр

Самуил Яковлевич Маршак – известнейший русский поэт, драматург, переводчик, сценарист, литературный критик.

Поэзия для Маршака была, по словам Корнея Чуковского, «страстной увлеченностью, даже одержимостью». Маршак не только писал стихи для детей и взрослых, но и переводил поэтов разных стран, участвовал в создании одного из первых детских театров Советского Союза и первого издательства для детей.

Но помимо произведений для детей, Маршак писал великолепные стихи, занимался переводами зарубежной литературы, выступал в роли критика и был опытным и талантливым драматургом . Благодаря С.Я. Маршаку появилась современная детская литература. Он стоял у истоков Детского государственного издательства.

Это ему принадлежат строки, которые приходят в жизнь человека в самом раннем детстве, как только он начинает различать звуки, буквы, слова:

«Дама сдавала в багаж», «Кошкин дом», «Теремок», «Детки в клетке»

Обратите внимание, насколько музыкальны сочинения поэта. Тонкое восприятие музыки Самуилом сказывалось на способности к изучению иностранных языков и на высокопрофессиональных переводах.

В городе Воронеже много памятных мест, связанных с именем Маршака: место проживания, памятник, улица, ежегодно в городе проводится театральный фестиваль «Маршак». Библиотеками Воронежа разработан маршрут, где собраны все маршаковские адреса.

2
Писатель Иван Бунин. Здание Дворянского собрания
В Татьянин день 1907 года на студенческом балу здесь побывал будущий Нобелевский лауреат по литературе, уроженец Воронежа, писатель Иван Бунин
Воронежская обл, г Воронеж, ул Чайковского, д 3А
архив библиотеки / Чеглова Жива
Здание дворянского собрания
0:005:28

Здание Дворянского собрания. К нему вы можете выйти через вход, где установлен памятник О. Мандельштаму и действует Шкаф со свободным буккроссингом от Библиотек Воронежа.

Вы увидите «выбегающее» на тротуар крыльцо. Это та часть, которая сохранилась от комплекса зданий, принадлежавших Дворянскому собранию в царской России. Дополните реальность легким, изысканным по своим пропорциям шестиколонным портиком в античном стиле и разместите на фронтоне дворянский герб.

А теперь представим здание изнутри. Огромная двухсветная зала с коллонадой и хорами ослепляла своим великолепием. Здесь проходили самые значительные торжества – дворянские выборы, музыкальные вечера, балы. Здесь выступали приезжие знаменитости и писатели.

В Татьянин день 1907 года на студенческом балу здесь побывал будущий Нобелевский лауреат по литературе, уроженец Воронежа, писатель Иван Алексеевич Бунин. Об этом событии писатель рассказал в своей новелле «Натали» в цикле рассказов «Темные аллеи».

Герой рассказа Бунина Мещерский встретил на балу свою возлюбленную, вышедшую замуж за другого. Их знакомство, переросшее во влюбленность, произошло за полгода до этого, во время летних каникул под Воронежем.

Фрагмент 1.Лето. «В то лето я впервые надел студенческий картуз и был счастлив тем особым счастьем начала молодой свободной жизни, что бывает только в эту пору. Я вырос в строгой дворянской семье, в деревне, и юношей, горячо мечтая о любви, был еще чист душой и телом, краснел при вольных разговорах гимназических товарищей, и они морщились: «Шел бы ты, Мещерский, в монахи!» В то лето я уже не краснел бы».

Фрагмент 2.Зима. «В январе следующего года, в Татьянин день, был бал воронежских студентов в Благородном собрании в Воронеже.

Звук: вальс

Когда я приехал, бал только что начался, но уже полны были все прибывающим народом парадная лестница и площадка на ней, а из главной залы, с ее хор, все покрывала, заглушала полковая музыка, звучно гремя печально-торжествующими тактами вальса. Еще свежий с мороза, в новеньком мундире и от этого не в меру изысканно, с излишней вежливостью пробираясь в толпе по красному ковру лестницы, я поднялся на площадку… я наконец пробрался, остановился на пороге, слушая разливы и раскаты оркестра над самой моей головой, глядя на сверкающую зыбь люстр и на десятки пар, разнообразно мелькавших под ними в вальсе, – и вдруг подался назад: из этой кружившейся толпы внезапно выделилась для меня одна пара …летевшая среди всех прочих все ближе ко мне. Я отшатнулся, глядя, как он, несколько сутулый в вальсировании, велик, дороден, весь черен блестящими черными волосами и фраком и легок той легкостью, которой удивляют в танцах некоторые грузные люди, и как высока она в бальной высокой прическе, в бальном белом платье и стройных золотых туфельках… На мгновение черные ресницы ее взмахнулись прямо на меня, чернота глаз сверкнула совсем близко, но тут он, со старательностью грузного человека…, круто повернул ее, и они, удаляясь, пошли …обратно. Я опять протиснулся на площадку, выбрался из толпы, постоял... В двери залы наискось против меня, еще совсем пустой и прохладной, видны были стоявшие в праздном ожидании за буфетом с шампанским две курсистки в малороссийских нарядах... Я вошел, с поклоном протянул сторублевую бумажку. Они, столкнувшись головами и засмеявшись, вытащили под стойкой из ведра со льдом тяжелую бутылку и нерешительно переглянулись – откупоренных бутылок еще не было. Я зашел за стойку и через минуту молодецки хлопнул пробкой. Потом весело предложил им по бокалу – Gaudeamus igitur! – остальное допил бокал за бокалом один»

Герой Бунина пережил, конечно, стресс, повстречавшись со своей девушкой после долгой разлуки, и увидев, кому она стала принадлежать теперь. Мы не желаем вам подобных встреч. Пусть на вашем пути встречается взаимная любовь, согласие и отсутствие длительных разлук.

Сейчас в этом здании размещаются некоторые кафедры медакадемии.

3
Писатель Андрей Платонов. Редакция журнала "Железный путь"
В начале 20-х здесь находилась редакция журнала «Железный путь», который был органом культурно-просветительского отдела Юго-Восточных железных дорог
Воронежская обл, г Воронеж, ул Чайковского, д 3А
архив библиотеки / Чеглова Жива
В 1920-х годах в здании располагалась редакция журнала "Железный путь"
0:008:49

Время: после 1917 года «Молодость.Встреча с профессией»

Менялись устои, приходили новые поколения, прекрасные и яростные годы строительства молодого советского государства.Если вы вернулись в Парк, напоминаем, что перед нами открытая вымощенная площадь.Кадетский корпус после Октябрьской революции 1917 года перешел во владения старейшего университета Российской империи, прибывшего перед Первой мировой войной из Юрьева (ныне Эстония) в Воронеж. Здание стало университетским. В нем разместились факультеты, лаборатории, богатая библиотека, закипела счастливая студенческая жизнь. На смену голосу Ивана Никитина, воронежского поэта, выступавшего перед кадетами в XIX веке, зазвучали строки из Маяковского и Блока.

Взгляните на отдыхающих гостей парка и мысленно представьте, все тот же плац, но теперь он называется площадью III Интернационала. В эти исторические двадцатые годы двадцатого века здесь кипят революционные события, на площади проходят манифестации, а между митингами спортсмены сражаются в футбол, что, вероятно, стало прологом для строительства по соседству стадиона «Труд» в 1930 году. Помните, мы остановили нашу историю у крыльца, оставшегося от здания Дворянского собрания? Отгремели балы. Вместо высоких бальных причесок и узеньких золотых туфелек в многочисленных залах здания теперь можно увидеть деловых и озадаченных, в картузах и косоворотках, кожанках и шинелях строителей новой реальности.

В начале 1920-х в одной из его комнат часто собирались местные сочинители.

Тут находилась редакция рожденного республикой журнала «Железный путь». Журнал был органом культурно-просветительского отдела Юго-Восточных Советских железных дорог.

На страницах журнала публиковался молодой пролетарский писатель А. Платонов. Сегодня его знают во всем мире, а тогда он только начинал свой путь к признанию.

А.П. Платонов (настоящее имя Андрей Платонович Климентов) родился в Воронеже в самом конце девятнадцатого века – он весь принадлежал веку новому, тому, который перевернул прежние представления человечества о мироустройстве.

Воронежцам был хорошо знаком этот подвижный, худощавый юноша в косоворотке и простецкой фуражечке на голове. По долгу журналиста он появлялся то тут, то там – потом жди его заметок. Засуха 1921 года заставила А. Платонова сменить профессию. До совершеннолетия он сменил много профессий: был поденщиком, помощником машиниста, литейщиком на трубном заводе, мастером по изготовлению мельничных жерновов. При этом писать стихи он начал в 12 лет, а сотрудничать с воронежскими газетами и печататься – в 18 лет.

Андрей Платонов не был писателем в привычном понимании. После гражданской войны окончил Воронежский политехнический институт, работал мелиоратором, руководил строительством воронежской электростанции.

Первое официально признанное изобретение инженера Платонова – «Устройство для поддержания напряжения в сети постоянным при переменном числе оборотов генератора» (1924 г.). Вместе с братом, Петром Климентовым, получил авторские свидетельства на «Приспособление для подвода электрического тока к электрическому нагревательному элементу» и «Компенсационное устройство к весам, у которых вес тела уравновешивается электромагнитной силой».

В редакции «Железный путь» Андрей Платонов только начинал свой профессиональный путь . Сейчас мы знаем его как выдающегося писателя XX века. Платонов занял высокие позиции в мировой литературе во многом благодаря тому, что он создал узнаваемый уникальный стиль. Всемирную славу нашему земляку принес необычный язык. Платоновский язык – явление, не имеющее аналогов в русской литературе: он неправильный, первобытный, нескладный, самодельный.На Международном Платоновском фестивале искусств, ежегодно проходящем в нашем городе, можно увидеть мерч с цитатами из А.Платонова: «Некуда жить, вот и думаешь в голову» («Котлован») , «Иди против ветра, чтоб ветер устал» («Без сна, без забвенья шуршат в тесноте»), «А молча все люди поэты» («Я прожил жизнь». Письма)

Платонов создал вымышленную вселенную, устроенную по своим грандиозным законам, ее населяют суровые, грубые и немного наивные мужчины, которые упорно складывают, из чего придется, лучший мир, где человека труда ждет, наконец, всеобщее счастье.В этой вселенной правят знания и профессионализм.Фрагмент Поэмы в прозе «В звездной пустыне»«На вершинах труда исчезает мир, и ты свободен, и тебе не страшно. Не пустыня вокруг тебя, а убегающие от тебя звезды. Ты свободен, ты больше не ненавидишь, не любишь и не мыслишь. Ты только знаешь. И другая неведомая сила взорвется в тебе, какой тут нет имени». Да, Андрею Платонову было бы что вспомнить, глядя на уцелевшее крыльцо здания, где когда-то размещалась редакция.

4
Центральная городская библиотека им. А. П. Платонова (абонемент)
Здесь собран уникальный фонд, связанный с именем Андрея Платонова
Перейти к месту
г Воронеж, 14, Воронежская обл, ул Фридриха Энгельса
Архив библиотеки / Фоломеева Людмила Юрьевна
0:001:42

Мы продолжим нашу историю об Андрее Платонове, пройдя несколько шагов в сторону улицы Фридриха Энгельса, 14. По этому адресу размещается Центральная городская библиотека имени Андрея Платонова.

Раньше пересечение улиц Чайковского и Ф. Энгельса называлось переулок Чертковский, так как к концу XVIII века на нее выходили владения генерал-губернатора Черткова. Именно здесь в 1834 году была открыта первая бесплатная публичная библиотека. Посещали ее в основном учащиеся, которые спрашивали литературу по учебной программе.

В 1943 году, через два месяца после освобождения от немецкого вторжения, в инвентарной книге №1 была сделана запись о восстановлении работы библиотеки.

Символично, что 1 января 1965 года на этом же месте открылась Центральная городская библиотека. Все отделы тогда находились в одном здании.

В марте 1988 года постановлением городского Исполнительного комитета Центральной городской библиотеке было присвоено имя Андрея Платонова.

Здесь собран уникальный фонд, связанный с именем писателя.

5
Дом, где снимала квартиру семья поэта Осипа Мандельштама
Мандельштамы снимали жилье на углу улиц Чайковского и Энгельса, на втором этаже дома №13 по Фр.Энгельса. На доме размещена памятная мемориальная доска
Воронежская обл, г Воронеж, ул Чайковского, д 1
архив библиотеки / Чеглова Жива
Дом, где жили Мандельштамы
0:003:20

Известность О. Мандельштама среди настоящих поклонников литературы к этому периоду была велика. Столичный поэт в 20- е годы интенсивно трудился и как переводчик, и как критик. Уже вышли его сборники. К 30-м годам Мандельштам вступает в пору идейно-художественных исканий. Поэту тяжело было подстраиваться под новую действительность строительства социалистической республики. Он писал, как дышал. Однажды сложилось в строки знаменитое стихотворение: «Мы живем, под собою не чуя страны…» – сатира на руководителя государства. Автор строк был арестован. Воронеж стал новым местом жительства для ссыльного поэта. Здесь он проживал три года вместе со своей супругой Надеждой.

Один из адресов, где снимали жилье супруги, недалеко отсюда, на углу улиц Чайковского и Энгельса, на втором этаже, дом № 13. На доме сейчас размещена мемориальная доска. В 2008 году у входа в парк «Орленок» был открыт памятник поэту. Автор – скульптор Лазарь Гадаев. Вы видите его произведение у одного из входов в Парк со стороны улицы Чайковского, там, где работает буккроссинг от Воронежских библиотек.

Автор пластическими средствами передал уникальный образ мастера слова. Истинный поэт, он был, как принято говорить, не от мира сего. Целиком поглощенный своими мыслями, витая в невесомости метафор и свободных ассоциаций.

Через дорогу отсюда есть адрес, по которому останавливалась Анна Ахматова. Она приезжала навестить своего друга О.Мандельштама. Ей в Ленинград пришла телеграмма: приезжай, тяжело болен, друг. Она собрала все силы и средства, купила билет. Это была долгожданная встреча. Анна простила поэту его некоторое преувеличение в телеграмме. Своим присутствием она дала новую жизнь вдохновению приболевшего поэта. В дневнике она писала о цикле «Воронежские тетради»: «Поразительно, что простор, широта, глубокое дыхание появились в стихах Мандельштама именно в Воронеже, когда он был не свободен»

Если встреча, то только такая – окрыляющая и вдыхающая жизнь, исцеляющая и мотивирующая.

В аудиогиде используются фрагменты музыкальной композиции группы «Сансара» «О, как же я хочу» с альбома «Сохрани мою речь навсегда»


6
Дом, где жил поэт Анатолий Жигулин
Дом из красного кирпича по улице Студенческая, 32 был построен в 1930 году, и заселен работниками связи. Дом, один из немногих, пережил войну
Воронежская обл, г Воронеж, ул Студенческая, д 32
архив библиотеки / Чеглова Жива
Дом, где жил Жигулин
0:005:03

К месту, связанному с именем следующего героя можно отправиться через вход в парк со стороны улицы Студенческой

Четырехэтажный дом из красного кирпича по улице Студенческая под номером 32 был построен в 1930 году, и заселен работниками связи. Дом, один из немногих, пережил войну, и отец Анатолия Жигулина, работающий на почте, получил здесь квартиру. Две комнаты в четырехкомнатной коммуналке на последнем этаже дома были огромной радостью для семьи в то трудное время.

Война разъединила семью Жигулиных. Прорыв немецких танков в город был неожиданным. Мальчики оказались отрезанными от города. Толя с братишкой Славой накануне прорыва воронежского фронта были отправлены в санаторий Чертовицкий. Мама с сестренкой остались в городе. Жигулин описывает в своих воспоминаниях, как они, находясь на отдыхе под Воронежем, видят пожары в небе над городом, как слышат канонаду. Детей из санатория решают отправить автобусом к родителям. Младшему брату не хватает места, и Толя выходит из автобуса, оставшись со Славой. Этот автобус будет разбомблен, и отец, получив сведения, что и его дети там, не верит в гибель сыновей и начинает поиск. Через полгода они встретятся. Вернувшись в освобожденный город, Жигулины написали на листе обгорелого черного железа мелом: «Мама! Мы живы! Наш адрес – Студенческая улица, дом 32, квартира 8. Папа, Толя, Слава.» Подобных надписей на развалинах было много.

В этом же доме в 1949 году Жигулин был арестован за участие в нелегальной антисталинской организации Коммунистическая партия молодежи.

Из воспоминаний Анатолия Жигулина. «Последнее совещание Бюро Коммунистической партии молодежи проходило теплым, ясным предосенним днем в парке, который до революции и после нее был известен в Воронеже как Кадетский плац. Там …некогда пыльно маршировали кадеты.

Мы сидели в густой высокой траве неподалеку от угла улиц Фридриха Энгельса и Чайковского. Все подходы надежно просматривались. Мы были хорошо вооружены»

Сначала Анатолий был доставлен во внутреннюю тюрьму министерства госбезопасности Воронежской области, а затем оказался в сталинских лагерях.

КОЛЫМА – много трагических судеб за этим названием. И вместе с тем вот что сам Жигулин говорил об этих годах ссылки : Именно Колыма и Сибирь дали представление о необъятности Родины. Без Колымы понятие Родины неполное.

«Жалею ли я те юные годы, в которые пришлось строить железную дорогу в Сибири и добывать золото на Колыме. Нет, не жалею.

Не говоря уже о чисто трудовых навыках. Я и сейчас могу руководить бригадой на строительстве железной дороги. Знаю там все от рабочего до мастера. То же самое и в горном деле. Я и сейчас могу забурить и расположить шпуры, правильно расположить и запыжевать снаряды».

В июле 1954 года Жигулин вернулся из заключения домой, на улицу Студенческую. Он не оставил описания этого события, но есть копия справки о его освобождении, в которой значится «освобожден 22 июля 1954 года и следует к избранному месту жительства: Воронеж, ул. Студенческая, дом 32, кв.8».

В мае 2002 г. на доме появилась мемориальная доска с выразительным портретом поэта.

7
Дом, где жил писатель Гавриил Троепольский
На улицу Чайковского, дом № 8, в котором жил писатель Гавриил Николаевич Троепольский, мы можем пройти через вход в Парк со стороны улицы Студенческой
Воронежская обл, г Воронеж, ул Чайковского, д 8
архив библиотеки / Чеглова Жива
Дом, где жил Троепольский
0:004:46

Откуда бы вы ни были, вы точно знаете писателя Гавриила Николаевича Троепольского и его знаменитую книгу о Белом Биме.

Повесть «Белый Бим Чёрное ухо» переведена на несколько десятков языков мира.

Книга имела огромный успех. Писатель иногда в шутку говорил: «Выпустил я своего Бима на волю в Воронеже, с тех пор он и бежит. И уже, наверное, полмира обежал». Повесть переведена и издана в десятках стран мира. Вот и сегодня бежит Бим по страницам книг, по экранам и сценам разных стран навстречу людям. Кажется, прикоснувшись к рассказанной Г.Н. Троепольским истории, у людей есть шанс становиться хоть немного добрее, благороднее, человечнее.

На улицу Чайковского, дом № 8, в котором жил писатель Гавриил Николаевич Троепольский, мы можем пройти через один из входов в Парк со стороны улицы Студенческой

Г. Н. Троепольский переехал в этот дом в 1959 году, уже, будучи профессиональным писателем, вместе с семьей.

Вслушайтесь в звучание фамилии: Троепольский

Ему в высшей степени шла эта фамилия. Как подметил профессор Виктор Акаткин: «Три поля, которые с любовью возделывал Троепольский, – это не только агрономия, но ещё и литература, третьим же можно признать, пожалуй, ружейную охоту, которой неравнодушен человек, любящий лес, поле и собаку».

На протяжении многих лет Гавриил Троепольский весьма успешно занимался селекцией проса. Выведенный им сорт «Острогожское – 9» выращивался в Центрально-Черноземном регионе и был представлен в Москве на выставке достижений народного хозяйства, ВДНХ.

Во дворе дома № 8 на улице Чайковского он продолжал труд агронома и посадил несколько лиственных, хвойных деревьев, а также две яблони сорта «коричная». Этот уникальный сорт вы теперь нигде не сможете найти.

Именно из этого дома он отправлялся на прогулку в парк Орленок со своим сеттером Лелем, который и стал прототипом Бима во всемирно известной повести писателя.

«В какую-то минуту вдруг чертовски захотелось жить, двигаться, а не сидеть и ждать. И я начал ходить…Потом стал ходить на охоту, потом завел собаку, и она стала водить меня уже два раза в день и даже без охоты…»

Именно здесь любил гулять со своим верным сеттером Лелем после переезда с семьей в Воронеж Гавриил Николаевич Троепольский.

В 1954 году здесь произошли масштабные преобразования – появился фонтан, беседки и ротонда, клумбы и кустарники. На входе были установлены каменные ворота. Парк стал называться «Детским парком». Действовал сказочный цветной шумовой фонтан. Работала открытая эстрада, на которой выступали студенты института искусств. В старом павильоне со стороны ул. Феоктистова работала выставка детских рисунков.

Давайте представим солнечный октябрьский день 1969 года. Г.Н. вышел на прогулку и не спеша идет, постукивая массивной тростью. А умный и преданный пёс, ставший прототипом Бима в известной повести, вальяжно вышагивает рядом с хозяином, всегда откликаясь на первый же зов Гавриила Николаевича. Писатель, выгуливая Леля, обдумывает главы повести, принесшей ему всемирную известность. Дома мелким, бисерным почерком запишет новую главу, тщательно выверяя каждое слово.

В модельной библиотеке №32 имени Г.Н. Троепольского бережно хранится страница рукописи.

В этом же парке Троепольский встречал юных читателей своей повести и помогал советами начинающим писателям. Скольким девчонкам и мальчишкам Гавриил Николаевич привил любовь к природе и литературе, на скольких повлиял в выборе жизненного пути – не счесть!

Долгие годы обсуждался проект памятника писателю Троепольскому.

И 30 апреля 2021 года подвели итоги конкурса на лучший проект. Первое место заняли Андрей Шипунов и Константин Филиппов из подмосковного города Жуковского. Авторы увековечили писателя с его любимой собакой, который неотделим от литературного Белого Бима. Они полагают, что Гавриил Николаевич неотделим от Белого Бима. И теперь все воронежцы, и гости Столицы Черноземья, могут любоваться этим замечательным монументом, вспоминая творчество Гавриила Николаевича и его повесть.

8
Парк "Орлёнок"
Классический парк с широкой аллеей, фонтаном, большим количеством деревьев и клумб, детского и спортивного оборудования
Воронежская обл, г Воронеж, ул Чайковского, д 6
архив библиотеки / Чеглова Жива
Вход в парк со стороны Чайковского
0:001:50

Своё название «Орленок» парк получил в 1980 г. после реконструкции. Тогда у некрополя была установлена скульптура мальчика-Орлёнка, трубящего в горн, давшего название обновлённому парку. Поблизости установили скульптурную группу «Дети с голубями», возвели сказочный цветной шумовой фонтан, павильон кафе «Дюймовочка», детскую железную дорогу, обновили аттракционы, открытую эстраду.

После реконструкции 2021 года парк «Орленок» делится на две части: классический парк с широкой аллеей и фонтаном сочетается с ландшафтным, исчерченным сетью извилистых тропинок под кронами деревьев. Обе части парка условно соединяет грандиозная конструкция –мост, под которым обустроена фуд-зона.

Концепция проекта обновления парка получила название «Новое в старом». При сохранении исторического облика «Орленка» территорию насытили современными активностями. Большую часть парка заняло детское и спортивное оборудование. Детскую зону разделили по возрастам – это важно учитывать родителям малышей.

Также там появилось большое количество качелей.

Спортивным ядром общественного пространства стали две зоны, расположенные симметрично относительно центральной дорожки парка ближе к улице Студенческой. В одной части разместили уличные тренажеры, а в другой – площадку для стритбола и воркаута. Резиновое покрытие на площадках должно уменьшить шум от активностей, так как парк ориентирован на семейный досуг и отдых, а вокруг него располагается немало жилых домов.

9
Центральная городская библиотека им. А. П. Платонова (читальный зал)
Здесь расположен уютный читальный зал Платоновки
Перейти к месту
г Воронеж, д 6, Воронежская обл, ул Феоктистова
Архив библиотеки / Фоломеева Людмила Юрьевна
0:002:43

Мы завершили наше историческое путешествие по литературному кольцу вокруг парка «Орленок». Вместе с нашими героями мы убедились, что в какую бы эпоху мы не жили, самым значимым является наш личный опыт переживаний и наше умение переплавлять его во что-то действительно стоящее и полезное. В случае наших героев, чей талант стал известен не только за пределами Воронежа, но и России, их опыт эмоций и глубоких чувств оказался важен для миллионов людей. На стихах Самуила Маршака выросли миллионы советских детей, его талант переводчика высоко ценили за рубежом и в профессиональной среде, ко многим в нашей стране Шекспир пришел через переводы Самуила Яковлевича Маршака. Гений Ивана Бунина, воплощенный в слове, помогал и продолжает помогать молодым людям в осознании того, что с ними происходит в моменты особо чувствительного периода взросления, в моменты смятения и ситуации выбора родственной души. Философия Андрея Платонова сегодня обретает новые смыслы. И все переживания, запечатленные им на бумаге, пожалуй, ждут переосмысления уже следующими поколениями. Переживания Осипа Мандельштама, очутившегося в ссылке в Воронеже, безусловно, вызывают сочувственную реакцию, с одной стороны, но и острое понимание, каким бременем может стать утонченное, гениальное мировоззрение, когда твоя страна и весь остальной мир оказались на пороге глобальной катастрофы в те предвоенные тридцатые годы. Жизненные университеты Жигулина о таком же нелегком опальном пути, но, как сам он отзывался о своих ссыльных годах, они, напротив, не сломили поэта, но послужили формированию в нем стержня из более прочного материала. Лучшим доказательством самореализации и относительного удовлетворения от своей жизни может послужить проиллюстрированное нами признание, с которым встретился на своем профессиональном и общественном пути воронежский писатель Гавриил Троепольский. Хотелось бы, чтобы для наших слушателей жизненные испытания носили только мирный характер и приносили положительные эмоции, глубокие чувства и ощущение наполненности и ценности жизни. В этом вам всегда поможет книга и Ваши близкие – Библиотеки Воронежа.

культура для школьников
воздух
самостоятельный
групповой
бесплатно
пешком

также рекомендуем

«Культурный регион»
во «вконтакте»

@culturalregion36

Вступить в группу

«Культурный регион»
в «Telegram»

@cultreg36

Вступить в группу