В Воронеже такие строения – явление весьма распространенное. Подобрали самые видные эклектичные здания, расположенные в центре города.
Эклектика – архитектурный стиль, в котором смешиваются элементы из разных направлений и даже веков, пышный лепной декор барокко и симметричные колонны классицизма, высокие шпили готических крыш и причудливые формы окон модерна. Большая часть из них выполнена архитектором Александром Барановым, который целых 25 лет занимал пост главного зодчего города – с конца XIX по начало XX века.
Путешествие начнется с узкой улочки Кости Стрелюка. Здесь располагается яркое здание бывшей швейной мастерской, украшенное разнообразными резными элементами. Его возвели в 1883–1884 годах по проекту Александра Баранова. С левой стороны к сооружению прилегает здание попроще – так называемый «дом дешевых квартир», построенный в 1878 году.
Основное строение, которое называли швейной мастерской, на самом деле было приютом для сирот и девушек из бедных семей. Здесь они получали образование для последующей работы прислугой. Выпускниц этого заведения высоко ценили в дворянских домах.
Само здание уникально для Воронежской земли. В нем совмещаются элементы из русской и западноевропейской архитектуры. Общее «настроение» здания – от отечественного градостроительства. Фронтоны в виде кокошников, пузатые столбы-кубышки, сдвоенные колонны и их плоские собратья – угловатые пилястры, а у карниза – окантовка, имитирующая деревянное зодчество. Из Европы – обрамление бокового фасада, ступенчатый фронтон. В них прослеживаются строгие формы, отсылающие к готике. Весь декор выполнен не из дерева или какого-либо пластичного материала, как может показаться на первый взгляд, а из самого простого кирпича, подточенного до нужной формы.
Ансамбль двух домов, расположенный на центральной улице Воронежа – проспекте Революции (а в те времена – Большая Дворянская), когда-то принадлежавших купцам Николаю Михайлову и Иосифу Вансовичу (по некоторым источникам – Вонсовичу), сегодня воспринимается как единое целое. На самом же деле здания были построены в разное время. Пальма первенства принадлежит Вансовичу – его дом, который находится слева, относится к началу XIX века. Изначально двухэтажным зданием владел купец Синицын, живший там со своей семьей. Лишь к концу 1880-х строение выкупил тот самый Иосиф Вансович, который изменил его облик. Так, не без помощи Александра Баранова, дом обрел третий этаж и богатый декор.
Дом Михайлова, стоящий справа, появился значительно позже – в 1888–1889 годах. Над ним также работал Баранов, но богатого декора, подобного соседскому, его жилище не получило по неизвестным причинам. Хотя по изначальной задумке именитого архитектора он присутствовал. Здание в неоштукатуренном состоянии, с голыми кирпичами и отсутствием декора, простояло аж до послевоенных времен.
Война здания не пощадила. Вражеские бомбы разрывались то рядом с купеческими домами, то попадали прямо в них. К концу войны от величественных зданий остались одни стены. И тогда архитекторы, занимавшиеся восстановлением построек, решили соединить их в одно. В те времена дом Михайлова обзавелся долгожданным декором.
Сегодня на доме Вансовича можно часами рассматривать изысканный декор. На нем и маскароны – изображения лиц людей и животных, обрамляющие кронштейны у дверей на балкон, и обилие цветочных орнаментов, и колонны-пилястры, передающие дух Древней Греции. А на одном из фронтонов – мифические звери, склоняющиеся к вазе с растениями.
Дом Вансовича
И на доме Михайлова тоже есть что рассмотреть. Теперь он не отстает от богато украшенного соседа. Между окнами красуются древнегреческие пилястры, на полукруглых фронтонах – флористические орнаменты, а в центре здания – все те же причудливые звери, склоняющиеся к заполненной вазе.
Дом Михайлова
Если не уходить с нечетной стороны проспекта Революции и пройти дальше, то справа можно увидеть разнотонное здание. Это дом купца Капканщикова, построенный в конце XVIII века по проекту неизвестного зодчего. Внук первого хозяина жилища, Петр Капканщиков, был городским головой с 1883 по 1887 год. Известно здание не только деятельным владельцем, но и тем, что в советские времена около 30 лет здесь располагалась редакция журнала «Подъем».
Изначально дом выглядел более скромно. Лишь спустя век, когда здание основательно перестроили, оно приобрело эклектичные черты, а после Великой Отечественной войны еще и дополнилось третьим этажом по инициативе архитектора Германа Здебчинского.
В элементах архитектуры дома Капканщикова явно прослеживаются черты барокко. Над каждым из проемов – карнизы-сандрики. Увидеть черты барокко можно и в балконе нетипичной формы, изогнутом сразу в нескольких местах. А обилие остроконечного декора на пилястрах присутствует в разных стилях, потому отнести к какому-либо одному его невозможно.
Если прогуливаться по проспекту Революции, то можно увидеть яркое здание, похожее на сказочный теремок. Это гостиница «Центральная» 1879 года постройки. Владел ей купец Дмитрий Самофалов, живший в соседнем здании. Доподлинно не известно, кто создал это прекрасное строение. Но историки и краеведы приписывают эту заслугу Виктору Переверзеву.
Для своего века здание выглядело вычурно, даже вызывающе. Оно сильно выделялось на фоне остальных. Этим постройка напоминает Чайный дом Перлова на Мясницкой в Москве. Оба здания отличаются ярким и обильным декором среди других, более скромных собратьев, и сразу привлекают внимание пешеходов.
В основе архитектуры здания – русский стиль, благодаря которому оно похоже на теремок. Окна обрамлены фигурными наличниками, и кажется, что оттуда красотами города любуется юная царевна. Сквозь окна проходит поясная арка, которая на третьем этаже украшена цветочным орнаментом. А карниз щедро усыпан резной вязью. Яркие плиточные вставки с витыми, отзеркаленными элементами придают зданию дух Востока. Несмотря на их небольшой размер, они притягивают взгляды многих прохожих. Русский стиль соседствует с готикой, которую можно разглядеть в «рогатых» фронтонах с башенками.
Следующий остановочный пункт в маршруте – не менее яркая работа Александра Баранова. Доходный дом купцов Шуклиных был возведен в 1902–1903 годах и стал первым четырехъярусным зданием в Воронеже. Самый первый этаж можно заметить не сразу. С годами он частично скрылся под грунтом.
Дом построен в традициях величественного барокко и пропорционального классицизма. Главная акцентная часть здания – его центр. Входная группа с большим подъездным окном и кованым навесом, недавно прошедшим реставрацию, – визитная карточка дома Шуклиных. Кстати, эта чугунная надстройка – одна из немногих сохранившихся в городе в таком хорошем состоянии. Некоторые из окон на первом и втором этажах украшены строгими фигурными наличниками, отсылающими нас к эпохе классицизма. А аттики – небольшая надстройка к верхней части здания, – венчается четырьмя вазонами.
Сегодня в здании располагается министерство финансов Воронежской области.
Если в конце проспекта Революции свернуть на улицу Средне-Московскую и пройти до пересечения с улицей Фридриха Энгельса, то прямо на углу перекрестка можно увидеть здание гостиницы Воищева. Кто его спроектировал – загадка. Одни краеведы и историки приписывают заслуги Вячеславу Гайну, другие – Александру Баранову.
Цельное на первый взгляд строение сформировалось в такой форме не сразу. Каждый из его хозяев вносил свои изменения – добавлял пристройки, увеличивал высоту новыми ярусами и изменял архитектурный стиль.
Купец Михаил Воищев, имя которого и носит гостиница, стал ее владельцем в середине 1870-х годов. Именно при нем здание приобрело третий этаж, а фасад перестроили в псевдорусском стиле – одном из направлений эклектики.
Сегодня гостиница напоминает просторный расписной теремок с обилием разнообразного декора. По всему фасаду строения раскиданы небольшие двухцветные квадраты, а выразительные кокошники со скругленными окнами и острым шпилем венчаются нежным цветком. По нижнему этажу лентой проходит поясная арка. В небо устремляются несколько угловатых шатров, самый высокий из которых располагается на углу дома. А разнообразные окна, окантованные наличниками и «коронованные» сандриками с крупным замковым камнем, добавляют зданию динамики переменным ритмом.
Завершить пешее путешествие можно на очередном творении Александра Баранова, 1881 года постройки. Яркое голубое здание – это дом купца Николая Харина. В момент возведения оно находилось на окраине Воронежа. Долгое время купец был единственным жителем на этой части бывшей улицы Большой Девицкой.
В богатом здании органично совмещаются элементы барокко и классицизма. Три ризалита – выступающие части фасада – «коронуются» скругленным аттиками. Все окна обрамлены наличниками. На первом этаже они венчаются замковыми камнями, а на втором – изогнутыми арками-архивольтами. Проявляется барокко и в нежно-голубом цвете – одном из наиболее преобладающих в этом направлении архитектуры.
В наследство от классицизма дому купца Харина достались идеальная симметрия форм и строгость возвышающихся пилястр, которые обрамляют не только части фасада, но и арочный главный вход.











