Проект «Здесь был» об известных людях, чья судьба так или иначе оказалась связана с Воронежем. В этот раз наш герой – основатель цирковой династии, которая существует и сейчас, клоун, дрессировщик Анатолий Дуров.
Анатолий Дуров родился в Москве 26 ноября (8 декабря) 1864 года. Его жизнь волею случая оказалась связана с Воронежем. Здесь состоялся дебют Дурова как соло-клоуна. Можно сказать, что в нашем городе началась творческая карьера Анатолия Леонидовича, здесь к нему пришли первый успех и любовь публики. Анатолию тогда было только 18…
Через много лет, став знаменитым не только на родине, но и за границей, получая большие гонорары, владея домом во Франции, он вдруг решает поселиться в Воронеже.
Его появление на тихой улице Мало-Садовой (сейчас – Дурова) в 1901 году произвело фурор. Кораблинов в своей книге «Дом веселого чародея» писал, что «вся улица высыпала глазеть. Улица была горбата. Пыльная, сроду не мощенная дорога бугрилась волнообразно. Обрываясь в конце крутым пустырем, скатывалась к синей реке, на зеленый, с бесчисленными гусиными стадами луг».
Анатолий Леонидович покупает здесь дом с усадьбой площадью 2 га, которая обрывается крутым оврагом, уходящим к реке Воронеж, и начинает глобальную перестройку.
Вот как сам Дуров вспоминал об этом: «…был куплен дом в Париже, вся будущая жизнь казалась навечно сопряженной именно с этим милым, ярким, жизнерадостным городом. Но вот увидел воронежские луга, зеленые холмы, речку со стадами гусей на прибрежной травке и… Все мысли нынче летели туда – в Воронеж, на Мало-Садовую». Здесь Анатолий Леонидович прожил до 1916 года.
Прогулку мы и начнем от дома-музея Анатолия Леонидовича Дурова (улица Дурова, 2).
После революции 1917 года дом был разорен и стал коммуналкой. Вторая жена Анатолия Леонидовича – Елена Робертовна Гертель – вернулась в Воронеж из ссылки в 1946 году, куда ее отправили в 1941-м. Дом уцелел, в нем жили горожане из других, полностью разрушенных во время войны домов. В 1946 году в доме Дурова числилось 47 человек. Елена Робертовна поселилась в бывшей гостиной, где и прожила до 1967 года. Она вместе со вторым супругом, артистом цирка Карлом Ивановичем Фаччиоли, занималась восстановлением архива Анатолия Дурова.
В 1964-м имя Дурова присвоили Воронежскому цирку, памятник в фойе цирка открыли в 2008 году. Парк возле цирка тоже носит имя артиста.
Елена Робертовна передала дом клоуна в дар Союзгосцирку для размещения там музея в память о первом муже. После ее смерти в 1967-м начался ремонт дома. Его восстановлением занимался общественный штаб под руководством архитектора Николая Троицкого.
Музей открыли 1 сентября 1978 года. Осмотр экспозиции начинается со второго этажа. Здесь хранятся личные вещи циркового артиста, его портреты, подарки.
В углу комнаты – стол Анатолия Леонидовича на оленьих рогах вместо ножек, в его кабинете – массивный письменный стол, за которым он писал шутки, монологи, куплеты. Кресло, украшенное головами львов, подставка на витых ножках и книжный шкаф. А вот сохранившаяся дверь в столовую, которую расписал в лубочном стиле сам король шутов, как он себя называл. На ней написано:
«Едим мы – ничего не приобретаем,
Не едим – ничего не теряем».
Чуть ниже: «Лучше подать соль, нежели насолить человеку».
И еще: «Коль счастлив в жизни быть желаешь
И быть у всех в почете мнишь,
Не говори всего, что знаешь,
Но знай все то, что говоришь».
Подобных надписей было около 20, но сохранились только 3.
Особое внимание в доме-музее привлекают небольшие картины. Их автор – Анатолий Дуров. В свободное от выступлений время он увлекался живописью – рисовал на стеклах, получались объемные изображения.
Сначала писал второй план на внутреннем стекле, потом на наружном делал объемный передний план, мог дополнить картину какими-то предметами: папье-маше, ветками и т. п. На одной из картин, если смотреть издалека, кажется, что плещется вода – эффект достигался с помощью подсветки изнутри. Анатолий Дуров написал 54 картины, отреставрировать удалось 7.
В одной из комнат музея представлен макет усадьбы, какой она была при хозяине. Поражает воображение Анатолия Дурова, каким он был выдумщиком!
Не зря усадьбу называли «дуровским чудом». Анатолий Леонидович был страстным коллекционером. Кораблинов в книге «Дом веселого чародея» писал, что «страсть к собирательству у Анатолия зародилась в детстве: то почтовые марки, то серебряные пятачки, то конфетные фантики. Вечно чем-то увлекался, что-то искал и радовался, если находил… Такая страсть его и взрослого не оставляла, но теперь это были причудливая мебель, посуда, оружие, народные художества». В Туркестане, например, Анатолий Дуров купил богатые седла и медные блюда с чеканкой, на Кавказе – старую шашку. В глухой деревне Коротоякского уезда отыскал сундук со старинными женскими нарядами. Все это нужно было где-то хранить.
Тогда Анатолию Леонидовичу и пришла мысль построить домашний музей в виде средневекового замка со стрельчатыми готическими окнами и зубчатой башней. Замок собрали из пустых коробок, которые клоун лично раскрасил под камень. К нему вел подземный ход. В павильонах размещались предметы коллекции, скульптуры. В отдельном зале хранились картины Айвазовского, Шишкина, Бенуа, Верещагина, Маковского, Поленова и самого Дурова – всего 169 работ. Позднее артист составил каталог своей коллекции – он насчитывал 20 разделов.
А усадьба все преображалась: появились беседка-бельведер, «чтобы на закате попить чайку», египетский домик, где находился перископ, небольшой каменный цирк для дрессировки животных, фрагмент Кремлевской стены со сторожевой башней, хрустальный грот, комната смеха, фонтан из ракушек, подземелье, каменный ручей и многое другое.
Дом стал достопримечательностью города и первым общедоступным музеем.
Большую часть коллекции Дуров продал из-за материальных затруднений известному коллекционеру Д.Г. Бурылину в Иваново-Вознесенск в 1913 году.
Врезка / В октябре 1910 года у Анатолия Леонидовича гостил борец и авиатор Иван Заикин. Вместе с ним Дуров отправился на ипподром и полетал на аэроплане.
В книге «В воздухе и на арене» Заикин вспоминал: «Дуров летит со мной. Я поднял аэроплан на 600–700 метров, пролетел над рекой Воронеж… Дуров счастлив».!
При осмотре музея возникает ощущение, что хозяин дома рядом и вот-вот войдет, скажет что-то смешное, остроумное. А его будет сопровождать верная собака-математик Лильго, которая, как рассказал экскурсовод, умела считать до десяти и решать примеры. Например, ее спрашивали, сколько будет 2+3, и она в ответ гавкала 5 раз.
Музей Дурова работает: среда – с 11.00 до 18.00; четверг – воскресенье – с 10.00 до 18.00.
Анатолий увлекся цирком еще в детстве. Возможно, эта любовь помогла ему пережить смерть родителей. Они ушли из жизни, когда Толе было всего 5 лет, а его брату-погодке Володе – 6. Их воспитанием занялся крестный Николай Захарович Захаров. Ребят определяют в Первый Московский кадетский корпус. Анатолий учится там всего 2 года. Отчислят его за то, что во время экзамена из кармана у него вылетел серый воробей. Этот случай вспоминал близкий друг клоуна Александр Куприн.
Затем были учеба в частном пансионе и грезы о цирке. В 16 лет Толя сбежал из дома в балаган Вайнштока. Началась другая жизнь: он выступал как акробат на трапеции, ходил по канату, показывал фокусы. В другой труппе был гимнастом. Два года гастролировал по городам, а в душе мечтал стать клоуном. В одном из цирков Анатолий знакомится с наездницей, немкой Терезой Штадлер, влюбляется и женится. Супруга и посоветовала ему стать соло-клоуном.
Анатолий приготовил программу и разослал письма с предложениями директорам цирков. Ответ с предложением выступить в Воронеже пришел от известного в цирковом мире Максимилиано Труцци. Цирк находился в районе Староконной площади (сейчас – площадь Ленина).
Сам Анатолий Леонидович вспоминал: «Почему к Труцци? Бог его знает. Все решил его величество случай. Воронеж – так пусть будет Воронеж!»
Итальянец Максимилиано Труцци (1833–1899) переехал в Россию в 1880 году по приглашению владельца Московского цирка Альберта Саламонского. С ним прибыли жена Луиза, три сына – Рудольфио, Энрико, Жижетто – и дочь Эстерина. В Воронеж Труцци приехал в 1882 году. Он построил здесь первый деревянный зимний цирк на Староконной площади (площади Ленина), который просуществовал до 1905 года.
Клоун Иван Радунский в воспоминаниях писал, что «цирк Труцци был одним из лучших в то время провинциальных театров. Здесь были образцовый порядок и строжайшая дисциплина».
За свои услуги Дуров попросил ежемесячное жалованье 200 рублей, но Труцци сократил до 150. Для сравнения: в конце XIX века рабочий получал 25–30 рублей, врачу платили около 80 рублей.
Дуров обрадовался, сшил себе коленкоровый костюм (коленкор – сильно накрахмаленная или пропитанная специальным составом хлопчатобумажная ткань) для выхода на арену и отправился в Воронеж.
Анатолий заселяется в гостиницу и сразу идет не к директору цирка, а на представление. В программе были одни иностранцы, в основном немцы. Никто не выступал в жанре, который планировал предложить он.
«На другой день я представился Труцци, а на третий состоялся мой дебют (сезон 1882–1883 года), – вспоминал Анатолий Леонидович. – Перед выходом на арену меня одолела такая трусость, что мне становилось дурно, и, если бы не стыд перед незнакомыми коллегами, я бы сказался больным и свое выступление отложил бы до более удобного времени».
В первом отделении публика приняла клоуна Толи Дурова прохладно, а во втором и третьем его шутки и репризы стали сенсацией. Директор цирка сразу предложил ему заключить контракт на год.
В Воронеже к Дурову пришел первый успех и состоялся его первый бенефис.
«В Воронеже я впервые в жизни справлял бенефис, – писал Анатолий Леонидович в книге воспоминаний «В жизни и на арене». – Цирк был переполнен публикой. Мне было поднесено несколько подарков. Я, разумеется, был в восторге и старался вовсю».
Один из зрителей-подростков, который был сапожником, преподнес Анатолию Леонидовичу ваксу. Это рассмешило весь зал.
В мае 1883 года труппа Максимилиано Труцци уехала в Саратов, а вместе с ней и Анатолий Дуров.
В Воронеж он вернется в 1900-е годы уже не только с женой Терезой, но и с детьми – Евлампией (1888–1943), Марией (1891–1970) и Анатолием (1894–1928).
Дуров не был клоуном, который кривлялся на потеху публике, получал пощечину и падал в опилки, клоун Толи просто шутил. Прежде всего он был клоуном-сатириком.
«Не смехач, не зубоскал с дурацкими шуточками, а едкий, злой, но не злобный сатирик, которому были не по душе и губернаторское самодурство, и чиновничье мздоимство, и гонор министров, и полицейское беззаконие», – писал в книге «Воронеж – город цирковой» Виктор Силин.
Все это откликалось зрителю, который слышал злободневные пародии, остроумные стихи. Дуров представил публике то, что сейчас называют стендапом – выступление, в котором артист общается напрямую со зрителем. Он выходил на арену без грима клоуна, в роскошном камзоле с пелериной и выводил ухоженных животных.
А потом русский клоун покорил и заграничные цирки. Дуров отказался от псевдонима, выступал под своей фамилией. На афишах крупными буквами печатали его имя и фамилию. Такое в истории цирка было впервые. «Всеобщая энциклопедия циркового искусства», изданная в Дюссельдорфе, посвятила ему, единственному русскому, отдельную статью. В журналах Германии, Франции и Испании писали о его номерах. В Париже в его честь отчеканили памятный жетон.
На улице Освобождения Труда (ранее – Введенская) находится Алексеево-Акатов женский монастырь.
С ним связана история, о которой даже писал «Воронежский телеграф».
В обед в трапезную монастыря забежал небольшой бурый медведь. В это время 32 инока кушали – на обед была жидкая овсяная каша. Юный чернец скучным, но богобоязненным голосом, стоя за шатким аналойчиком, читал поучительное житие.
И тут косолапый угрожающе рыкнул. Можно представить, как испугались иноки. Они разбежались в ужасе, кто куда. А мишка преспокойно забрался на стол и начал доедать за ними овсянку. Оказалось, что это зверь Анатолия Дурова. Артист пришел за ним в монастырь. Но мишку сразу не увел. В уже упоминаемой выше книге Кораблинова этот случай описывается так, что Дуров спокойно, что-то насвистывая, дождался, пока медведь доест кашу. Полицейскому, которого привел отец Кирьяк, он сунул трешку, тот посмеялся, что мишка – шалун, и ушел. Кирьяк возмутился, стал требовать возместить расходы за овес – пять целковых. На что Дуров со смехом спросил: «Овес, видно, подорожал?» – и кинул на стол золотой полуимпериал, подумав, добавил рубль. После сказал: «Помолись, праведный отче, за раба божия заблудшего Михайлу». Прицепил на медведя поводок и удалился.
Таким приключением закончилось шумное воронежское лето, и в начале осени Дуров уехал на гастроли, писал Кораблинов.
А мы идем дальше.
От монастыря поднимемся вверх на улицу Манежную, затем – на проспект Революции, пройдем по нему до Дома молодежи (ранее – Мариинская гимназия) на проспекте Революции, 32 (Большая Дворянская).
Здесь несколько лет, с 1901 по 1904 год, училась дочь Анатолия Леонидовича Мария. Дуров возил ее на занятия на извозчике. Музыкальное училище (сейчас – Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей), которое находится немного дальше (на проспекте Революции, 41), тоже связано с семьей Дуровых. Учительница Лидия Константиновна Барушко, которая там преподавала, жила недалеко от Дуровых, на улице Мало-Садовой, 3, и дома занималась с детьми Анатолия Леонидовича музыкой. Сама она была выпускницей Елизаветинского института (закрытое учебное заведение в Москве для дочерей дворян, военных, купцов и духовенства).
Мариинская гимназия (сейчас – Дом молодежи, также называли Домом офицеров, Домом Красной армии). Памятник архитектуры регионального значения.
В Воронеже женское училище первого разряда было открыто в 1861 году. Его переименовали в Мариинскую женскую гимназию в 1870-м после открытия там седьмого класса. Большую поддержку учебному заведению оказывал губернатор Михаил Чертков. Для этого он ввел специальный налог на ремесленников, торговцев и на дворянские земли губернии. Благодаря Черткову в 1875 году в Воронеже для Мариинской гимназии построили собственное двухэтажное здание из кирпича с двумя симметричными фронтонами и полукруглыми окнами. Оно расположилось на углу улиц Большой Дворянской (сейчас – проспект Революции) и Тулиновской (сейчас – Комиссаржевской). Проект здания выполнил архитектор Виктор Переверзев. Ближе к современной улице Комиссаржевской был главный вход в гимназию. Сохранилась только старинная кружевная чугунная лестница, по которой поднимались гимназистки.
Здесь в 1900-е годы было реальное училище Чернозубовой. Сейчас там находится городская поликлиника №2.
Здание находится на пересечении улиц Карла Маркса и Никитинской. Построено в XIX веке. Сначала принадлежало почетному гражданину Воронежа Федору Ивановичу Полянскому, который сдавал его в наем. Частное семиклассное училище дочери штаб-ротмистра Веры Митрофановны Чернозубовой находилось там в 1908–1910 годах. Сын Анатолия Леонидовича, Анатолий Дуров, учился в нем в 1908–1910 годах. По воспоминаниям его друга-одноклассника В.Д. Лебедева, учебная комната соответствовала второму и третьему окнам первого этажа справа от уличного входа.
Прогуляемся до драматического театра имени А. Кольцова (проспект Революции, 55).
Ранее он назывался зимним городским театром. На его сцене Анатолий Дуров выступил 16 ноября 1905 года. В этот вечер был его бенефис. Сохранилась афиша, где написано, что после драматического спектакля «Вечная любовь» Анатолий Дуров будет рассказывать массу новостей, предсказывать будущее, а вечер завершит собачий концерт. Объявление опубликовал «Воронежский телеграф», датировано 1905 годом.
Анатолий Леонидович Дуров умер 7 января 1916 года. Он заразился брюшным тифом во время гастролей в Мариуполе. Его похоронили в Москве на кладбище Старо-Скорбященского монастыря. В 1928 году власти решили снести кладбище. Вдова артиста, Елена Робертовна, кремировала прах мужа. Урну доставили в Воронеж. Она хранилась в доме-музее Дурова. По просьбе внучки Анатолия Леонидовича, народной артистки РСФСР Терезы Дуровой, прах захоронили на территории усадьбы 30 декабря 1997 года.









