Писатель, учитель, агроном, селекционер Гавриил Николаевич Троепольский. В Воронеже он прожил 36 лет – с 1959 года до конца жизни.
Гавриил Троепольский появился на свет 16 (29) ноября 1905 года в селе Ново-Спасское на Елани (сейчас село Новоспасовка Грибановского района Воронежской области) в семье священника Николая Семеновича Троепольского и его жены Елены Гавриловны. Мальчика назвали в честь деда. Кроме Гавриила в семье было еще пять старших детей.
Троепольский получил отличное для сельской местности образование. В доме любили сельский труд, высоко ценили книги, знания. Гавриил Николаевич писал про отца, что тот владел словом, пел, играл на пианино и скрипке, хорошо рисовал и старался передать свои умения другим.
После школы Гавриил поступил в среднее сельхозучилище в селе Алешки Борисоглебского уезда. После его окончания в 1924 году работал учителем в селах Питим и Махровка. В 1931-м его отца расстреляли за чтение Евангелия. Гавриилу Николаевичу пришлось оставить педагогическую деятельность как сыну врага народа. До переезда в Воронеж работал агрономом в Острогожском районе.
Главный библиотекарь модельной библиотеки №32 имени Г.Н. Троепольского Лилия Копаева рассказала, что раньше Воронеж славился фруктовыми садами. Во дворе дома №8, где жил Гавриил Николаевич, росло много фруктовых деревьев. Жильцы в 1961 году составили план благоустройства двора и посадили там 70 яблонь и груш, более 150 декоративных деревьев. Гавриил Николаевич высадил несколько лиственных, хвойных деревьев, две яблони сорта «коричная», груши и сливы. До наших дней сохранились четыре яблони и груша. Они продолжают плодоносить. Сотрудники библиотеки бережно ухаживают за ними. По словам Лилии Копаевой, это настоящая живая зеленая история нашего города.
Яблони, посаженные писателем, плодоносят до сих пор
На фасаде дома №8 на улице Чайковского в 1998 году разместили мемориальную доску, о том, что там жил Гавриил Троепольский. Памятную табличку изготовили из розового карельского гранита. Автором стал скульптор А.И. Кожевников.
Гавриил Николаевич до переезда в Воронеж занимался агрономией. Он работал в Алешковском опорном пункте в деревне Красная Грибановка Тамбовской губернии с 1931 по 1936 год.
Затем заведовал Алешковским опорным пунктом Воронежской областной опытной станции. Потом опорным пунктом той же станции в Острогожске. С 1937-го по январь 1954 года он руководил Острогожским государственным сортоиспытательным участком по зерновым культурам, где занимался селекцией проса, вывел несколько его сортов. Один из них был районирован в Центральном Черноземье («Острогожское-9»). Материалы наблюдений и селекции Гавриил Николаевич описал в ряде научных работ.
Мешочки с просом, выведенным Гавриилом Николаевичем, хранит его дочь Надежда.
Во время фашистской оккупации в 1942 году Гавриил Николаевич находился в Острогожском районе. Ему удалось спрятать и спасти семенной фонд, лабораторию и документы. По словам Лилии Копаевой, это было непросто и рискованно. Ведь нужно было также успеть вывезти семью из Острогожска. После того как Троепольские покинули дом, буквально через несколько минут он был разрушен бомбой.
Мешочки с просом, выведенным Гавриилом Николаевичем, хранит его дочь Надежда. В архиве модельной библиотеки №32 есть их фотографии. В экспозиции учреждения представлено выведенное Троепольским-агрономом просо.
Следующая точка нашего маршрута – парк «Орленок». Он находится недалеко от дома, где жил Гавриил Троепольский. Писатель любил гулять здесь со своей собакой – шотландским сеттером Лелем, который стал прототипом Бима. Только Лель был не белым, а каштановым, а уши – коричневые и без пятен.
Портрет с Лелем
– В какую-то минуту вдруг чертовски захотелось жить, двигаться, а не сидеть и ждать. И я начал ходить…Потом стал ходить на охоту, потом завел собаку, и она стала водить меня уже два раза в день и даже без охоты…, – вспоминал писатель.
В книге воспоминаний о Троепольском «Кудесник «Белого Бима»» Евгений Тимофеев писал, что Лель был очень сообразительный. По просьбе Гавриила Николаевича приносил ему тапки, газету. И всегда сидел рядом, когда хозяин играл в шахматы. Лель вскакивал с пола на свободный стул и наблюдал за поединком с таким выражением, что казалось он вот-вот начнет подсказывать хозяину.
А еще пес и Гавриил Николаевич любили «поговорить». Выглядело это так: Лель лапами становился на колени Троепольского, почти упирался мордой в лицо хозяина и начинал что-то урчать и жалобно подвывать.
В литературу Гавриил Николаевич пришел в достаточно зрелом возрасте, поэтому коллеги ласково называли его «дедушкой».
– Все начинается в детстве. Мы из него родом. Нам безумно повезло. Литературу у нас вел Григорий Романович Ширма. Позднее он стал хоровым дирижером, фольклористом, создателем Государственной академической хоровой капеллы Белоруссии. А еще – народным артистом СССР, Героем Соцтруда. Он был старше учеников на семь лет. Но какими обладал знаниями, каким интеллектом! А каким был удивительным рассказчиком. Мне повезло с учителем, – вспоминал Троепольский.
Повесть «Белый Бим» создавалась Гавриилом Николаевичем, когда его собака тяжело заболела. В этой книге Троепольский выразил личную боль, и, возможно, поэтому каждого читателя – маленького и взрослого – она трогает до глубины души.
Гавриил Николаевич работал над книгой шесть лет. Она вышла в свет в 1971 году, публиковалась в журнале «Современник» частями. Через год издательство «Советский писатель» выпустило произведение отдельной книгой.
Автор посвятил ее Александру Твардовскому, с которым его связывала крепкая дружба.
Троепольский в беседе с публицистом Анатолием Свиридовым вспоминал, что Александр Трифонович был первым читателем повести. После выхода «Бим» имел оглушительный успех. Гавриил Николаевич признавался, что не ожидал этого.
– Его поняли и приняли миллионы людей. «Бим» написан совсем в другом тоне и иной манере, чем все мои предыдущие книги. Каждый замысел приходит не вдруг, иногда это результат целой жизни, результат раздумий... Хотелось, чтобы читатель, побыв некоторое время с моим Бимом, заглянул бы внутрь себя и стал добрее и чище. Сначала я задумал «идеального человека» – героя абсолютно искреннего и чистого. Он должен был пройти по жизни, встретиться с разными типами и персонажами. Но из этого ничего не выходило, получалось надуманная фигура, какой-то ангел во плоти. Потом явилась мысль – завязать сюжет вокруг истории Бима. И повесть выстроилась, – рассказывал Гавриил Троепольский.
Писатель говорил, что его повесть – слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, и слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми.
Книгу перевели на многие языки мира – более чем на 20, в колледжах США она обязательна для изучения.
Госпремию СССР за нее Троепольский получил в 1975 году. В Италии «Бима» отметили старейшей национальной наградой страны – премией «Банкареллино» (лучшая книга года для детей) и наградой от библиотеки для слепых города Монца. Повесть также получила золотую медаль флорентийского «Фонда Леонардо да Винчи».
В библиотеке №32 хранятся страница рукописи «Белого Бима» и ручка Гавриила Николаевича.
Памятник Троепольскому в парке «Орленок» открыли 30 апреля 2021 года. Работу выполнили Константин Филиппов и Андрей Шипунов из города Жуковский. Скульпторы изобразили Гавриила Николаевича вместе с его любимой собакой.
Третья точка нашего маршрута – Петровский сквер. Недалеко от него в годы жизни Гавриила Николаевича находились гаражи. По воспоминаниям, Троепольский был заядлым автомобилистом и проводил в гараже много времени, сам чинил свои «Жигули». Писатель признавался, что машина продлила ему жизнь.
Кстати, он получил от ГАИ почетный знак и удостоверение за 25 лет безаварийной езды и был старейшим автомобилистом Воронежской области. Современники Троепольского вспоминали, что он не терпел поезда и ездил только на машине, даже уже в возрасте гонял в Москву по делам на своих «Жигулях». Знакомые Гавриила Николаевича рассказывали, что водил он лихо, но при этом аккуратно. Правда, после таких поездок еще раз поехать с ним они не решались.
Пройдем по проспекту Революции до дома № 37, известном еще, как дом Капканщикова и являющийся архитектурным шедевром XVIII века. На третьем этаже здания с 1950-х до 1980-х годов находились редакция журнала «Подъем» и Воронежское отделение Союза писателей СССР.
Здесь бывали писатели В. Кораблинов, Ю. Гончаров, поэты А. Жигулин, В. Гордейчев, А. Прасолов. Гавриил Николаевич часто приходил сюда пообщаться с коллегами и сыграть в шахматы. Он очень любил эту игру. В длинном помещении, которое прозвали чулком, стояли длинные столы. На них лежали подшивки журналов и газет, шахматная доска.
Троепольский был азартным игроком, он не любил проигрывать и не терпел, когда ему поддавались.
Если далее пройти по проспекту Революции к театру кукол «Шут», то здесь можно полюбоваться на скульптуру Белого Бима. Ее авторы – Эльза Пак и Иван Дикунов.
Скульптуру сделали из нержавеющей стали, а одну лапу и ухо отлили из бронзы. Моделью стала ирландский сеттер Люта. Ее хозяином был студент Воронежского инженерно-строительного института.
Эльза Пак задумала сделать Бима сидящим, словно он ждет хозяина. Скульптор вспоминала, что охотничья порода все же брала свое и собака носилась по мастерской, изредка присаживаясь. И Пак, и Дикунов во время работы консультировались с Троепольским о деталях композиции. Но Гавриил Николаевич, к сожалению, не дожил до ее открытия.
Фигуру Бима должны были отлить на Воронежском авиационном заводе. Но сделали ее только через три года после смерти Троепольского в небольшой литейной мастерской Пензы на деньги авторов работы.
Торжественное открытие памятника Биму состоялось 5 сентября 1998 года. Его макет можно рассмотреть в библиотеке №32. Воронеж стал первым городом в мире, где установили памятник собаке – литературному герою.
Сейчас памятник Биму у театра кукол – это самый узнаваемый символ Воронежа. К нему приходят не только гости города и туристы, его очень любят сами воронежцы, а особенно дети. Говорят, нужно потереть правое ухо Бима, чтобы исполнилось заветное желание.
Герой повести Троепольского ожил в 1977 году, когда режиссер Станислав Ростоцкий снял двухсерийный фильм с одноименным названием. Главную роль в нем сыграл Вячеслав Тихонов.
Во время первого проката картину посмотрели более 20 млн зрителей. Фильм получил Ленинскую премию, главную премию на фестивале в Карловых Варах. Его номинировали на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке в 1978-м. В том же году «Бима» признали лучшим фильмом года по опросу журнала «Советский экран». Вячеслав Тихонов за работу в картине получил Ленинскую премию.
Артист, режиссер, съемочная группа картины приезжали в Воронеж осенью 1977 года. Показ фильма состоялся в кинотеатре «Пролетарий». Сохранилась афиша и фотографии с той встречи. Гостей на вокзале встречал сам Гавриил Николаевич.
В фильме, кстати, сыграли актеры Воронежского драмтеатра имени А. Кольцова Алексей Чернов и Римма Мануковская.
Роль Бима исполнили английский сеттер Степа и его дублер Денди. Собак тренировал известный кинолог Виктор Сомов.
А мы продолжим наш путь и дойдем до Воронежского государственного университета.
Гавриил Николаевич Троепольский часто бывал здесь. Его приглашали выступать для участников литературного объединения филологического факультета. Профессора тоже любили общаться с писателем, но встречались в основном в здании на проспекте Революции, 37. Они обсуждали не только вопросы литературы, но и житейские, играли в шахматы.
В 1993 году Гавриилу Троепольскому присвоили звание почетного доктора ВГУ.
Конечная точка нашего маршрута – модельная библиотека №32. Имя писателя ей присвоили в 2005 году. Библиотеке передали портрет-гравюру Гавриила Николаевича, написанную заслуженным художником РСФСР Масабихом Ахуновым, с его дарственной подписью.
В библиотеке собран материл о жизни и творчестве писателя. Экспозиция о писателе имеет несколько разделов: Троепольский – агроном, писатель, охотник, автомобилист. Сотрудники учреждения поддерживают связь с дочерью Гавриила Николаевича Надеждой.
Модельная библиотека №32 единственная в России имеет действующую звонницу. Ее изготовили на колокололитейном заводе Анисимова. Ребята, которые приходят на экскурсию в библиотеку, могут позвонить в колокола. Сотрудники библиотеки рассказывают им о семье Троепольского, что его отец был служителем церкви.
Оказывается, Троепольский писал не только прозу. Он сочинил несколько стихотворений. Одно из них стало песней «Люблю снега». Народная артистка России, почетный гражданин города Воронежа Екатерина Молодцова исполнила ее на творческой встрече в модельной библиотеке №32 в 2016 году. Музыку к композиции написал заслуженный работник культуры России, композитор Геннадий Молодцов.
Ведущий библиограф Николай Калиниченко рассказал, что сотрудникам библиотеки удалось подержать в руках легендарную трость Гавриила Николаевича. Ее писателю подарил народный поэт Дагестана Расул Гамзатов со словами: «Живи столько, сколько прослужит эта трость. Она сделана из кизилового дерева, и ей сносу нет, крепче камня и железа – не сломаешь и ножом не возьмешь!»
Гавриила Николаевича Троепольского не стало 30 июня 1995 года. Похоронен на Коминтерновском кладбище в Воронеже.
Музей его имени открыли в воронежской школе №102 в январе 2018 года. В Воронеже (микрорайон Подгорное) и Острогожске его именем названы улицы. В Грибановке установили бюст писателя, а образовательному центру присвоили его имя.



















