Району Девичок более 300 лет. Он возник и сформировался вокруг Алексеево-Акатова монастыря. Но названием ему послужил другой храм – утраченный Покровский Девичий. Корреспондент «Культурного региона» прогулялась по старинным улицам Девичка вместе с краеведом, научным сотрудником библиотеки №2 им. А. Кольцова Еленой Устиновой и поближе познакомилась с историей нескольких знаковых мест района.
Вот как писал об улице Сакко и Ванцетти краевед Павел Попов в книге «Воронеж. История города в названиях улиц»:
«…здесь чувствуешь себя совершенно иначе, чем на проспекте Революции. Вместо помпезных зданий…более скромные, без излишеств дома. Старые, почерневшие кирпичные ограды вросли в бугристую поверхность улицы; откосы тротуаров местами укреплены булыжником, а местами пересечены вековыми ступенями; на первых этажах домов встречаешь даже решетки и ставни позапрошлого века. И некая оторванность улицы от жизни городского центра, и полузаброшенность …навевают особую романтику».
Девичок, действительно, особое место в нашем городе, где время течет совсем иначе и словно замедляется, а история оживает на каждом шагу на тихих старинных улочках.
По Сакко и Ванцетти пройдем вниз и повернем на улицу Освобождения Труда (ранее Введенская) и пойдем по ней. Здесь находится Введенская церковь (улица Освобождения Труда, 20) и Алексеево-Акатов монастырь (улица Освобождения Труда, 1В).
Алексеево-Акатов монастырь – одна из старейших в Воронежской епархии обитель. В 1586 году город Воронеж был основан как крепость на южной окраине Российского государства для его защиты от ногайских и крымских татар. В 1620 году к городу подошло многочисленное войско черкас и литовцев (в то время это были казачьи отряды, которые находились на службе у польско-литовского государства). Воронежцы, число которых едва превышало тысячу человек, попросили Божьей помощи и победили врага.
Этот день совпал с днем памяти святителя Алексия, митрополита Московского. В честь него решили воздвигнуть храм и устроить там монастырь. Место выбрали в двух верстах от города на высоком берегу реки Воронеж. Здесь на Окатовой или Акатовой поляне (название связано с особенностями рельефа местности, имеющей покатый склон в сторону реки) построили деревянную церковь во имя святителя Алексия, келью для игумена и четыре кельи для старцев. Первым настоятелем был игумен Кирилл.
Краевед, научный сотрудник библиотеки №2 им. А. Кольцова Елена Устинова рассказала, что на территории монастыря построили первое каменное здание в Воронеже.
Первый каменный храм Алексеево-Акатова монастыря возвели в 1674 году. Его разобрали в 1879 году, оставив лишь шатровую колокольню, которая сохранилась до наших дней. Историк архитектуры Юрий Успенский назвал ее «единственным сооружением в Воронеже типа вполне московского, допетровского...одним из лучших образцов столь пленительных колоколен Московской Руси…одним из притягательных образцов самостоятельного русского зодчества».
Блаженная Феоктиста
В Санкт-Петербурге есть своя святая – Ксения Петербуржская, в Москве – Матрона Московская, а в Воронеже – Феоктиста, рассказала Елена Устинова.
Останки блаженной Феоктисты Воронежской покоятся на территории Алексеево-Акатова монастыря. В 2009 году святой установили здесь памятник: старица протягивает кусочек хлеба, в другой руке у нее палка, на которую она опирается. Рядом с ней всегда цветы, помолиться блаженной постоянно приходят горожане, приезжают паломники.
У Феоктисты (в миру Феоктиста Михайловна Шульгина) была непростая судьба. Она родилась в дворянской семье в Новочеркасске в 1855 году. Вышла замуж за морского офицера, он погиб в Русско-японской войне. После этого Феоктиста приняла подвиг юродства.
В Воронеж она прибыла в 1920 году. Ее часто можно было увидеть на городских улицах. Она ходила в больших ботинках, надетых левый на правую ногу и наоборот, они были без шнурков и разрезаны сзади. В любую погоду блаженная ходила нараспашку. В руке у нее всегда была палка с суком. Феоктисту почитали за святость жизни. Блаженная скончалась 6 марта 1940 года.
Нобелевский лауреат Михаил Цвет и хроматография
Напротив могилы Феоктисты находится памятная плита. На ней написано: «Ему дано открыть хроматографию – разделяющую молекулы и объединяющую людей».
Это могила известного ученого, ботаника Михаила Семеновича Цвета, создателя хроматографии – метода разделения сложных веществ на компоненты.
Цвет родился в итальянском городе Асти 14 мая 1872 года в семье Семена Николаевича, который был родом из русской купеческой семьи, и итальянки Марии де Дороцца. Михаил учился в Женевском университете. Изучал пигменты листьев растений и установил, что хлорофилл имеет только два видоизменения – хлорофилл А и В. В 1896 году Михаил Цвет получил степень доктора за работу по физиологии клетки.
В этом же году он уехал в Россию, где работал в лаборатории анатомии и физиологии растений Петербургской академии наук. В 1902 году стал ассистентом кафедры физиологии и анатомии растений в Варшавском университете.
Вершиной научной деятельности Михаила Семеновича стал изобретенный в 1900 году метод хроматографии, который сейчас широко применяется во многих областях науки и техники. По разным оценкам, от 60 до 80% химических исследований во всем мире проводится с его помощью.
В Воронеж Цвет вместе с семьей эвакуировался в 1918 году вместе с Юрьевским университетом. Дорога была очень сложной. У Михаила Семеновича к тому времени уже была сердечная недостаточность. Но он продолжал работать. В нашем городе при созданном Воронежском университете открыли ботаническую кафедру, где Цвет начал читать лекции в апреле 1919 года. Но вскоре ученого не стал – он умер от истощения 26 июня.
КСТАТИ
• Михаила Цвета номинировали на Нобелевскую премию в 1918 году.
• Федерация европейских химических веществ (ФЕХО) включила Михаила Цвета в список «100 выдающихся европейских химиков XVIII–XX века».
На обратном пути из Акатова-Алексеева монастыря остановимся у дома №7-7Б на улице Освобождения труда. Достоверно о том, где именно родились Ге и Троицкий, стало известно только в 2000 году, благодаря краеведам Павлу Попову и Александру Акиньшину.
Автор картин «Тайная вечеря» и «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» Николай Ге появился на свет в Воронеже 15 февраля 1831 года. Семья в то время уже год жила на улице Введенской со старшими сыновьями Осипом и Григорием. Мать художника Ге получила дом здесь в счет уплаты долга в 1830 году. Ей задолжал губернский секретарь Александр Белокопытов.
В автобиографических записках Николай Ге писал о детстве и вспоминал, что воронежский дом постоянно посещали странники и монахи. Однажды один из монахов подарил мальчику акварель с изображением лошади. Коля стал мелом выводить ее и архимандрита в мантии прямо на полу. Бабушка сделала ему замечание, что рисовать лошадей на полу можно, а архимандрита грешно.
Как пишет краевед Павел Попов в своей книге «Здравствуй, старый дом»: «Выходит, что Ге стал художником именно потому, что родился на Введенской улице, а не какой-либо другой! И его постоянное обращение к теме религии тоже не случайно».
Семья Ге уехала из дома на Введенской в 1837 году. Николая отдали в Киевскую гимназию, после он учился в двух университетах, а с 1850 года – в Академии художеств.
В середине XIX века деревянную усадьбу Ге на старом фундаменте перестроили в кирпичную. В документах упоминаются фамилии владельцев: викарий, настоятель Акатова монастыря, епископ Макарий (Троицкий), священник Алексей Прозоровский, а также некий Кубяков, от которого усадьба перешла Троицким.
Отец Николая Троицкого, покупая дом, осознанно выбрал улицу Введенскую. Ведь на ней в Акатовом монастыре ранее жил дед архитектора – епископ Макарий. Он был викарием – вторым лицом в епархии и настоятелем монастыря.
На Введенской Троицкие жили в одном из двух флигелей – деревянном, обложенным кирпичом, а кирпичный особняк и второй деревянный флигель сдавали. Будущий архитектор или как его называют «отец» Воронежа Николай Троицкий родился здесь 6 (18) ноября 1900 года.
Он уехал учиться в Петроград в 1922-м и через пять лет вернулся в Воронеж, где устроил архитектурную мастерскую в доме отца. Вот как об этом вспоминал сам Николай Троицкий:
«В комнате я сейчас же по приезде отгородил третью часть фанерной перегородкой, где устроил спальню, а в остальной части – свою архитектурную мастерскую, включив в нее не только чертежную доску…но и старый массивный раздвижной обеденный стол. Вполне можно было начинать творческую работу».
В доме на Введенской молодой архитектор спроектировал известную в городе «Гармошку» – четырехэтажный жилой дом на углу улиц Карла Маркса и Студенческой. Благодаря ломаной планировке удалось сэкономить место, а каждую квартиру открыть солнечному свету. Это был 1927 год. Со своим проектом Троицкий победил в конкурсе, где обошел многих опытных специалистов.
Почти в одно время с «Гармошкой», в 1928-1932 годах, на проспекте Революции строили грандиозное здание Управления Юго-Восточной железной дороги.
В 1929-м Николай Троицкий переехал в другой дом – во двор возводившейся ЮВЖД.
В 1942 году флигель Троицких сгорел, а в 1949-м они продали дом. К концу ХХ века усадьба оказалась в плачевном состоянии. В 2011 году его фасад отремонтировали и повесили на нем памятные доски.
КСТАТИ
До наших дней помимо старого кирпичного дома сохранились въездные усадебные ворота (конец XIX – начало XX века).
Название получил в честь хозяев – отца и сына Аристовых, которые были священниками. Это единственный в Воронеже дом с круглой башенкой – бельведером.
Дом построили в начале XIX века. Краевед, историк, писатель Павел Попов пояснил, что бельведер – дополнительный этаж в виде башенки. По его словам, XIX веке высоких домов в Воронеже не было, и город хорошо просматривался с высоты башенки. Дворянские семьи любили подниматься туда и любоваться окрестностями.
Кто был первым хозяином дома, точно неизвестно. Попов считает, что это дворяне Самгины, владевшие домом до 1851 года.
Главой семейства был чиновник Казенной палаты Иван Никитич Самгин. После его смерти хозяйкой усадьбы стала его вдова, чиновница 9-го класса Марья Самгина. Свой дом после смерти она завещала троим сыновьям – Николаю, Михаилу и Митрофану. Позднее братья продали его титулярной советнице Марии Лесной.
В середине 1870-х в усадьбе поселились священник Алексей Аристов с женой Еленой. Отец Алексей неслучайно выбрал дом недалеко от Тернового кладбища – здесь находилась Троицкая (Терновая) церковь, в которой он прослужил 40 лет. Начинал младшим священником, а с 1905 года стал настоятелем церкви.
На территории усадьбы Аристовых в 1884 году открылось 5-е приходское училище – начальная школа при церковном приходе. Она находилась во флигеле, который не сохранился до наших дней. Здесь Аристов вел уроки закона Божия.
Алексей Аристов умер в 1911 году. В последние годы жизни он был священником Тихвино-Онуфриевского храма. Даже после смерти отца Алексея его усадьбу по привычке продолжали называть «домом Аристова» или «домом священника».
Далее пройдем к дому №44 на улице Коммунаров. Здесь находится здание, построенное в стиле позднего классицизма. Его угловая часть оформлена полуколоннами и напоминает триумфальную арку.
В Воронеже дом после Отечественной войны 1812 года построил капитан Иван Саввич Мягков (Мягкой, Мяхков, Мягкий – в документах и литературе фамилию писали по-разному).
Иван Мягков начал службу в Московском драгунском полку в 1803 года. В таких полках готовили конных воинов. Во время кампании 1806-1807 годов Мягков оказался в составе армии барона Леонтия Беннигсена, где был квартирмейстером. Он заведовал продовольствием для войск и размещением их по квартирам. В 1807 году его назначили аудитором – в XIX веке так называли военных юристов, судебных делопроизводителей, которые разрешали суды.
Иван Мягков был участником Бородинской битвы. Воевал под началом генерала Петра Коновницына, чью пехотную дивизию спешно бросили на помощь командующему армией Петру Багратиону, и она ударом в штыки выбила французов. После того, как тяжело ранили Багратиона, Коновницын возглавил оборону левого фланга.
В 1813-м Мягков воевал под Дрезденом и Лейпцигом, дошел до Франции. В 1815 году участвовал в походе в Польшу, Пруссию и Саксонию. В отставку вышел в 1822-м в чине капитана.
Женился на дочке доктора Лоренса Фогельмана из Баденского владения Юлии, супруги приехали вместе в Воронеж, где у них родилась дочь Надежда.
В начале 1820-х годов капитан начал строительство двухэтажного дома, в архитектурном облике которого решил отразить пафос победы в Отечественной войне. В угловой части дома он «зашифровал» символ – триумфальную арку, которую образуют четыре торжественные полуколонны и двухъярусный аттик.
КСТАТИ
Триумфальные арки устанавливались на дорогах в честь победителей и в память о важных исторических событиях. Подобие арки на доме подчеркивало, что он принадлежит отважному победителю. Хотя по факту полуколонны образуют правильный четырехугольник.
Архитектор Иван Блицын составил опись дома Мягкова, в ней сказано, что на первом этаже особняка было пять покоев и лавка, верхний этаж не был отделан, под одною половиною дома было два подвала с выходами. Длина дома – 11,5 сажени, ширина – 10,5, высота – 9 аршин. При строительстве дома использовали 152 тысячи кирпичей. А вес железной двери в торговую лавку был равен 9 пудам.
Краевед Елена Устинова рассказала, что для того, чтобы закончить стройку, капитан много лет судился с бывшим командиром Николаем Давыдовым из Задонского уезда.
Он задолжал Мягкову во время Отечественной войны 1812 года. В военной казне не хватало денег на содержание войск. Так, Московский драгунский полк не получил средства на покупку фуражного зерна для лошадей. Офицеры скидывались, чтобы купить пропитание животным. Деньги одолжили генерал-майору Николаю Давыдову. Он дал обещание, что вернет их, если государство не выплатит компенсацию. Иван Мягков дал ему 8,4 тыс. рублей ассигнациями и еще несколько раз менее крупные суммы. После войны государство, действительно, не вернуло деньги офицерам.
В 1823 году Давыдов умер, и Иван Мягков стал судиться с его наследниками. В 1824 году Задонский суд вынес решение в пользу Мягкова. Родственники Давыдова должны были выплатить капитану сумму с процентами – вдвое большую, чем вначале. Но таких средств у них не было. Они стали расплачиваться только в 1840-е годы, когда жалоба Мягкова дошла до Сената
Иван Мягков умер в 1872 году. Захоронен на Терновом кладбище в Воронеже. Подлинное надгробие не сохранилось.
На обратном пути по Сакко и Ванцетти пройдем до улицы Вайцеховского, дома №2/4.
Как связаны картина Федора Рокотова «Портрет А. С Тулиновой» и дом Вигеля? На этот вопрос ответила краевед Елена Устинова и обратила внимание на маскароны (женские маски), расположенные на здании:
– У них нетипичное для таких масок лицо – русское. Обычно на маскаронах изображали древнегреческих или римских дев, с удлиненными лицами, прямыми носами. А эта девушка похожа на русскую барышню. Посмотрите на ее курносый носик, а какие щечки – вскормленные на пышных воронежских землях! Она похожа на супругу Ивана Тулинова Анну Семеновну с портрета Рокотова.
Это была благообразная пара. Мемуарист Филипп Вигель писал о супруге Тулинове как о человеке со старинным воспитанием, а в жене описывал удивительное сочетание кротости, добродушия, ума и пристойности.
КСТАТИ
Маскарон – декоративный элемент в виде маски зверя, мифического существа, мифологического персонажа.
Дом в первой половине XVIII века построили фабриканты Тулиновы. Краевед Павел Попов назвал его редчайшей частицей Воронежа.
Но семью Тулиновых преследовал рок. Брат Филиппа Вигеля Николай женился на Варваре Тулиновой в 1804 году. Женщина умерла во время вторых родов в 1806-м. Ее супруг через два года нечаянно выстрелил в себя из пистолета и умер.
Как пишет в книге «Здравствуй, старый дом» Павел Попов: «Кончина многих господ наступала после возведения или расширения дома. Злой рок ударил не по пожилым, а молодым!».
Следующими хозяевами особняка стали Дмитрий и Николай Тулиновы. Свой домашний быт они окружили непомерной роскошью. По словам Елены Устиновой, если говорить современным языком, они были мажорами.
Братья так и не создали семьи. Они умерли в течение одного года, Николаю было только 44 года.
Их дом отошел родственникам. Наследство делили их сестра Анна (Шеле по мужу) и сын Варвары – Филипп Вигель, которому в итоге оно и отошло.
Но он не нашел счастья в роскошном особняке. Жена и сын умерли, старость Вигель доживал один. Имущество он завещал городу в 1876 году. Его стоимость была огромной – около 250 тыс. рублей. Вигель попросил открыть в доме бесплатную женскую лечебницу с родовспомогательным отделением для неимущих, без различия сословий.
Особняк пережил революцию и Великую Отечественную войну. Здание пострадало и его восстановили в конце 1940-х.
Роддом в доме Вигеля работал до 1988-го. После здание передали областному онкодиспансеру.




















